16 Июня 2016

Пресса

Эхо Москвы в Перми: «Травиата» от Уилсона – опера будущего»

17 июня в Перми стартует Дягилевский фестиваль. В течении двух недель пермяки смогут увидеть самые современные постановки, мировые премьеры, познакомиться с культовыми исполнителями классической музыки и многое другое. Открывается фестиваль по многолетней традиции премьерой, на этот раз долгожданной оперой Джузеппе Верди «Травиата» в версии режиссера Роберта Уилсона, под руководством Теодора Курентзиса. Три дня подряд на сцене оперного будет звучать «Травиата» – 17, 18 и 19-го июня. Роберта Уилсона называют одним из самых популярных американских театральных режиссеров современности. Последние 20 лет он осуществляет постановки классических пьес и опер. Как художник и режиссер он работал в миланском Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен-опере, парижской Опере Бастилия, Оперном театре Цюриха, в общем, на всех знаковых театральных сценах. Мне посчастливилось посмотреть предпремьерный показ. Постараюсь рассказать о постановке, как любят говорить фанаты кино, без спойлеров.

Дягилевский фестиваль вот-вот начнется. Если говорить об ощущениях, абсолютное  предчувствие праздника. Один из слоганов фестиваля: «Спешите увидеть главное театральное событие лета». Сравнимо с ощущениями ожидания Нового года, когда впереди сюрпризы и приятные неожиданности. Часто слышу слова «высокое искусство не для всех», «почему такие дорогие билеты, я лучше в кино схожу» или «ой, я не люблю оперы, я в них не разбираюсь». Как сказала однажды в эфире «Эха» солистка оперного Наталья Кириллова: «Не страшно, если чего-то не понимаете, главное что вы сделали шаг на встречу к высокому искусству». Мне же обидно слышать слова «не понимаю и не хочу понимать».

Поставить «Травиату» – достаточно рискованное мероприятие. Ведь это одна из самых популярных опер, написана еще в середине 19 века. Основывается она на романе Дюма-сына. Главная героиня – куртизанка, жертвующая своей любовью к молодому аристократу ради его благополучия и карьеры. Прототипом куртизанки, кстати, была реальная персона – известная в парижских салонах дама, любовница Дюма-сына. По тем временам пьеса была революционной и надолго была запрещена к постановке во Франции.

Постановка на сцене оперного в 2016 году тоже смотрится не менее революционно. Подготовка к ней шла долгие месяцы. И нужно сказать, что все задуманное получилось идеально. «Травиата» Уилсона – это опера будущего. Отправляясь на этот спектакль, вам придется забыть все, что вы знали о классических постановках. Главное для американского режиссера – нетривиальная работа с пространством сцены. Вы не увидите здесь привычных декораций, на которые мог бы отвлечься зритель. Вместо них футуристические конструкции, которые удивительным образом самостоятельно движутся по сцене. Особое внимание режиссер уделяет световому решению, не зря критики про разные постановки Уилсона писали: «Свет в его постановках является отдельным героем». Костюмы, грим… Здесь удивительным будет все. Музыка Верди обрела видеоряд и пластику, не привязываясь строго к эпохе.

Главную ставку режиссер сделал на голосовое исполнение. Думаю, не без влияния музыкального руководителя постановки Теодора Курентзиса, который приучил пермяков к новой форме исполнения опер – концертные варианты. Когда на сцене кроме симфонического оркестра и солиста ничего нет. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что у Надежды Павловой – солистки пермской оперы, роль Виолетты получилась одной из сильнейших. Она здесь главная, все внимание приковано к ней. Она показала себя не только идеальной исполнительницей итальянской партитуры, но и замечательной драматической актрисой. А ее дуэт с испанским тенором Айромом Эрнандесом в роли Альфреда, однозначно впечатлит всех поклонников высокого искусства.

Любопытно, что по окончанию спектакля вопросов к режиссеру-экспериментатору  остается немало. Но он вряд ли ответит, предоставляя возможность домыслить зрителю самому.

Кстати, если вдруг так и не удастся увидеть оперу во время Дягилевского фестиваля, не расстраивайтесь. Творение Уилсона выйдет на больших экранах страны 16 августа в рамках Летнего театрального фестиваля TheatreHD.

Евгения Романова | Эхо Москвы в Перми

Партнеры

Генеральный партнер

Партнер

Информационный партнер

Наверх