18 Мая 2017

Новости

Квартет им. Давида Ойстраха: кьяроскуро в Органном зале Пермской филармонии

16 мая в Органном зале Пермской филармонии состоялся концерт Квартета им. Давида Ойстраха. Экспрессивность и виртуозность в исполнении сочинений Чайковского, Канчели и Шостаковича были встречены бурными овациями публики / Взгляд из Смольного


Фото Эдварда Тихонова, больше фото

Плохая акустика зала обедняет даже самое виртуозное исполнение камерной музыки: чрезмерное эхо сделает тонкие нюансы грубыми, а при его полном отсутствии слушатель сможет насладиться лишь самыми громкими отрывками произведений. Акустика Органного зала Пермской филармонии лишена таких недостатков: прослушивание камерной музыки станет настоящим откровением для тех, кому еще только предстоит его посетить. На Дягилевском фестивале в Органном зале состоятся сольные концерты виолончелистов Брюно Коксе и Натали Клайн, пианиста Антона Батагова, а также дуэтное выступление меццо-сопрано Полы Муррихи и пианистки Тани Блайх с программой Liederabend. Предсказать успех концертов всегда трудно, но совершенно точно любой из них станет уникальным опытом для аудиофилов.

Реверанс в сторону акустики после концерта Квартета им. Давида Ойстраха неизбежен: в программе коллектива произведения, оценить которые без надлежащего качества звука было бы невозможно. В первом отделении звучали Первый квартет Петра Чайковского и Chiaroscuro для струнного квартета Канчели. Во втором музыканты сыграли Девятый квартет Шостаковича. Программа явно выстроена по принципу усложнения музыкального материала, что нельзя назвать особенностью, но редкое и относительно новое (2010 года) произведение грузинского композитора стало наиболее интересным ее номером. Chiaroscuro, транскрибируемое как кьяроскуро — гармоничное сочетание яркости и глубины голоса в опере, пришедшее из искусства гравюры, где аналогичную роль играют свет и тень. Скрипичный кьяроскуро Канчели вобрал в себя свойства и оперного, и живописного искусства: его кинематографическое звучание полно неожиданных драматических поворотов, сравнимых с резкими линиями гравюр. В то же время дыхание и пространство, лежащее между такими музыкальными всплесками, аккуратно сглаживает такую резкость. Еще один слой кьяроскуро, заложенный Канчели, — в сочетании чувственности и виртуозности, необходимых для исполнения произведения и щедро предоставленных музыкантами Квартета. Именно это стало залогом его успеха — публика аплодировала как огромный филармонический зал. Не стадион, но совершенно точно не полупустой камерный. Экспрессивность и техничность Квартета из молодых, но уже сформировавшихся исполнителей не могла произвести иного впечатления.

Многолетняя творческая дружба связывает всех музыкантов Квартета. Взаимное доверие и исполнительская слаженность закономерно становятся результатом такой дружбы — ведь каждый из участников состава успел зарекомендовать себя в качестве успешного солиста. Победа первой скрипки — Андрея Баранова — на Конкурсе скрипачей им. Королевы Елизаветы в 2012 году способствовала решению семьи Давида Ойстраха удостоить Квартет имени гениального скрипача. «Лауреат многочисленных конкурсов, регулярно выступающий в составе лучших оркестров страны» — заезженной строчкой можно описать и любого из остальных членов Квартета: вторую скрипку Родиона Петрова, альтиста Федора Белугина и Александра Бузлова, заменившего постоянного участника виолончелиста Алексея Жилина.

Ильмир Ахметшин, пресс-служба Дягилевского фестиваля

Партнеры

Генеральный партнер

Партнер

Информационный партнер

Наверх