23 Мая 2017

Новости

Игры с виолончелью Натали Клайн

21 мая в Органном зале Пермской филармонии выступила виолончелистка из Великобритании Натали Клайн. «Существует так много прекрасных, захватывающих, сильных, шокирующих, удивляющих, испытывающих нас пьес вокруг, которые исполняются очень, очень редко», — написала она в одной из своих статей. На Дягилевском фестивале прозвучали как раз такие, почти неизвестные в России, сочинения Дьёрдя Куртага, Бенджамина Бриттена и Золтана Кодая / Взгляд из Смольного


Фото Эдварда Тихонова, больше фото

Если имя Куртага в России немногие знают, то имя его ученика Андраша Шиффа достаточно известно, во всяком случае, среди пианистов. Клайн исполнила три пьесы для виолончели соло из цикла Куртага «Знаки, игры, и послания»: в течение многих лет он пишет сборники таких пьес для струнных и деревянных духовых. Пьесы эти короткие, как будто наигрыши. Фразы постоянно обрываются — виолончель вздыхает и плачет, забираясь на всё более высокие ноты, а потом спускаясь обратно.

Бриттен последнее время становится всё известней в России. В прошлом году, например, в Большом театре состоялась премьера оперы «Билли Бадд». Сюита для виолончели ¹ 3, прозвучавшая на концерте, очень драматична: тут то резкие, неприятные созвучия в очень низком регистре, то напевная лирическая мелодия, то хроматические пассажи в верхнем регистре, то волнующиеся гаммообразные движения. Разнообразие техник показывает возможности виолончели во всей красе. На бис в первом отделении Клайн сыграла пьесу Джона Тавенера — английского композитора XX века. В отличие от Бриттена, эта музыка была лиричной и мелодичной, вызывала медитативное состояние.

Золтана Кодая в России и во всем мире обычно вспоминают как основателя особого метода музыкального образования, а как композитора знают не так хорошо. Соната для виолончели соло, исполненная Клайн, — это игра с вариантами звукоизвлечения: какие-то ноты берутся со скрипом, какие-то с неким придыханием, какие-то очень резко и отрывисто, как взвизгивания. Нестандартный подход начался уже с настройки: как рассказала виолончелистка, для этой сонаты Кодай просит настраивать инструмент ниже, чем обычно. На бис прозвучала пьеса испанского виолончелиста Пабло Казальса, неторопливая, вся выдержанная в одном задумчивом настроении.

Натали Клайн играла экспрессивно и размашисто, не стесняя себя в движениях, полностью поглощенная исполняемой музыкой, — и передавала свой интерес слушателям. Конечно, выбранные ею произведения — это не такая легкая для восприятия музыка как, например, виолончельные концерты Гайдна, но Клайн явно смогла увлечь слушателей этим новым для них миром.

Ирина Макаловская, пресс-служба Дягилевского фестиваля

Партнеры

Генеральный партнер

Партнер

Информационный партнер

Наверх