23 Мая 2017

Новости

Будь проще, и искусство тебе приглянется

The Hidden Sayings Центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса на Дягилевском фестивале — 2017 / Взгляд из Смольного


Фото Никиты Чунтомова, больше фото

Если настроить себя заранее на нечто определенное, собираясь на какое-то из событий, то можно потерпеть фиаско — не получить придуманного, заскучать и сказать потом: «Ну, не так я себе это представлял». Возможно, с кем-то из зрителей случилось именно так на концерте AquaSonic датского проекта Between Music, когда вместо внеземных, внечеловеческих звуков, которых никогда в своей жизни не слышал, можно получить отличное шоу и медитативную композицию со звуковыми эффектами, обычно создаваемыми на компьютере. Нечто подобное могло произойти и с выступлением артистов Центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (Италия).

Начитавшись о реформаторском методе Гротовского, где актеры — не актеры, а перформеры, мистические проводники в мир искусства, в котором театр — жизнь, а не игра и маска, — ждешь особенного опыта. Всматриваешься в исполнителей. Все они очень разные: кажется, двое афроамериканцев, мужчина и женщина, парочка итальянок, француз, мексиканец или индеец. Поют религиозные песни южных штатов Америки, улыбаются, пляшут, как африканцы. При этом удивительно, что исполняют они это действо так, будто оно заложено в их генах. Причем если плач, то плач судорожно-надрывный; если молитва, то истовая; если слова о матери — то самые теплые. Исполнители передвигаются по залу в разных ритмах, создавая само пространство: забывается зал Дома Дягилева, заполненный зрителями, забывается поиск особенного опыта, остаются — ритм, музыка, эмоция.

Ожидания возводят крепостную стену между зрителем и артистом — то, от чего бежал Гротовский. Проживание «сейчас», каким бы оно ни было, необходимо для зрителя, чтобы стать вовлеченным свидетелем мистического акта, который также проживают и актеры. К концу перформанса этого вовлечения уже невозможно было избежать. После третьего или четвертого биса, актеры пригласили на сцену зрителей и дали им почувствовать театр через себя: повторять незамысловатые мелодические фразы и пританцовывать вместе с ними. Вышли многие. Актеры с самого первого шага в зале выстраивали доверие к себе: одетые исключительно в белое и босиком, они знакомились со зрителями, отыскивали им места и всячески уничтожали барьер «сцена—зал», во время выступления смотрели зрителям в глаза, двигались около них. Так что выход на сцену самих зрителей в финале был органичен всему, что происходило до этого с пронзительными историями, разнотравьем мелодий и горячими переживаниями.

В очередной раз убеждаешься: чем создавать события заранее в своей голове, лучше позволить им создавать нас. Возвращаясь к AquaSonic — никакую электронную музыку не сравнить с физическим ощущением звучащей воды, передающейся от артистов нехватки воздуха и пониманием, что, казалось бы, невозможное происходит здесь и сейчас.

Екатерина Вербицкая, пресс-служба Дягилевского фестиваля

Партнеры

Генеральный партнер

Партнер

Информационный партнер

Наверх