20.06 / пн / 20:00—21:30

Безвыходные акустические ситуации

Частная филармония «Триумф»
В программе:

Янис Ксенакис
«Psappha» для ударных 

Дмитрий Курляндский
«Безвыходные акустические ситуации» для четырех саунд-трэков и ансамбля (премьера версии)

Александер Шуберт 
«Weapon of Choice» для альта, электроники и видео 

Пьер Жодловски
«Lesson of Anatomy #1» для клавесина, электроники и видео (российская премьера)

Михаэль Байль
«Batterie» для ударных, электроники и видео

Александер Шуберт
«Star me Kitten» для солиста, ансамбля, электроники и видео

Исполнители:
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)
Голос: Алена Верин-Галицкая
Клавесин: Михаил Дубов
Альт, электроника: Сергей Полтавский
Ударные: Дмитрий Власик
Бас-кларнет: Олег Танцов
Электрогитара: Глеб Хохлов
Виолончель: Юлия Мигунова
Фортепиано: Мария Садурдинова
Электроника: Николай Попов

18+
Новый проект Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и Центра электроакустической музыки Московской консерватории (ceammc) исследует перформативность в современной академической музыке, в рамках которой традиционные инструменты взаимодействуют с различными медиа – электроникой, видео и светом. В программе представлены произведения ведущих композиторов современности – Александера Шуберта (Германия), Пьера Жодловского (Франция) и Дмитрия Курляндского (Россия). В юбилейный год выдающегося классика ХХ века Яниса Ксенакиса в концерте будет также исполнено его известное сочинение “Psappha” для ударных.
 
МАСМ – Московский Ансамбль Современной Музыки, объединивший ведущих солистов-виртуозов, был создан в 1990 композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера отечественного авангарда Эдисона Денисова. МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на исполнение и продвижение музыки XX и XXI века. Основной задачей коллектива является представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов, включая молодых авторов – на его счету более 1000 российских и мировых премьер. Коллектив гастролировал в 80 российских городах и 30 странах, выступал на лучших концертных сценах, принимал участие в крупнейших международных фестивалях, таких как “Дягилевский фестиваль” (Пермь), “Другое Пространство” (Москва), “Radio-France Presence” (Франция), “Варшавская Осень” (Польша), “Gaudeamus Music Week” (Нидерланды), “FrankfurtFest”, “Maerzmusic-Berlinerfestspiele” (Германия), “Klangspuren” (Австрия), “Transart” (Италия), “Beijing Modern Music Festival” (Китай) и других. Дискография МАСМ насчитывает более 50 компакт-дисков на ведущих мировых лейблах России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Одно из главных направлений деятельности коллектива – просветительские проекты, которые проходят в российских регионах в рамках ежегодной программы "Всероссийский абонемент Современная Музыка", включающей концерты, мастер-классы и семинары. Беспрецедентным для России событием является ежегодная двухнедельная Международная академия молодых композиторов в городе Чайковском (Пермский край), основанная Ансамблем в 2011 году. МАСМ – лауреат премий АКЦИЯ по поддержке российских театральных инициатив (2009), ЗОЛОТАЯ МАСКА в номинации «эксперимент» (2011), МОСКОВСКОЙ АРТ-ПРЕМИИ (2021)
 
«CEAMMC Multimedia Lab» — мультимедийная платформа Центра электроакустической музыки Московской консерватории (ceammc), в рамках которой реализуются проекты с использованием различных визуальных художественных сред и новых медиа.
Целью платформы является развитие и популяризация эстетики электроакустической и мультимедийной композиции, привлечение композиторского сообщества к новым технологиям, коллаборация с независимыми институциями, исполнителями, видеохудожниками.
Концерт оркестра musicAeterna
Концерт 11.06 / сб / 20:00—22:00

Концерт оркестра musicAeterna

Ite, missa est
Концерт 12.06 / вс / 03:30—04:30

Ite, missa est

Отчалившая Русь
Концерт 12.06 / вс / 22:00—23:00

Отчалившая Русь

Шенберг&Шуберт
Концерт 13.06 / пн / 20:00—21:30

Шенберг&Шуберт

ДК Солдатова

В программе:

Рихард Штраус (1864—1949)
Симфонический этюд «Метаморфозы» для 23 струнных инструментов, TrV 290, AV 142 (1945)

Петр Ильич Чайковский (1840—1893)
Симфония № 6, «Патетическая», си минор, ор. 74 (1893)

Исполнители:
оркестр musicAeterna,
дирижер – Теодор Курентзис

12+

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса на открытии Дягилевского фестиваля—2022 исполнит два сочинения, считающиеся вершиной жанра симфонической трагедии.

Рихард Штраус писал симфонический этюд «Метаморфозы» в последние месяцы Второй мировой войны и закончил в апреле 1945 года. Переживание катастрофы стало импульсом к рождению одного из наиболее совершенных симфонических адажио. «Может быть, Штраус прожил 85 лет исключительно для того, чтобы создать эту великолепную вещь», — напишет позже критик Ролан-Мануэль. Используя выработанные столетиями риторические средства выражения скорби, сплетая мотивы в мастерском, непрерывно изменчивом контрапункте, Штраус пишет элегию гибели прежнего мира.

Чайковский в Шестой симфонии прокладывает пути в будущее, к заостренной экспрессии музыкальных психодрам XX века. Эмоциональная заряженность музыки достигает здесь невиданного ранее уровня. Предельные образные и динамические контрасты, вводившие первых слушателей в недоумение, до сих пор сохраняют шокирующую силу воздействия и неизбежно выводит слушателя из равновесия.

Готовя запись Шестой симфонии на лейбле Sony Classical в 2017 году, Теодор Курентзис отметил: «То, что я хочу привнести в эту музыку, — это не сильные эмоции, не громкость и не безупречная форма. Я хочу привнести в неё «цветок раны» — совершенство церемонии, на которую собираются 110 музыкантов, чтобы почтить все раны, которые мы переносим, а не просто дать концерт».
подробнее

Пермская художественная галерея

Исполнители: хор Parma Voices

18+

Концерт-энигма. Программа будет объявлена по окончании концерта.
подробнее

Частная филармония «Триумф»

В программе:

Георгий Свиридов (1915 – 1998)
«Отчалившая Русь», цикл для голоса с фортепиано на слова Сергея Есенина (1976 – 1977)
Версия Алексея Сюмака (р. 1976)  для солиста и камерного ансамбля (2022)

Исполнители:
Андрей Немзер – солист,
Елена Морозова – актриса, чтец,
Камерный ансамбль «Практика»,
Ольга Власова – дирижер, музыкальный руководитель

18+

Вокальный цикл «Отчалившая Русь» — одно из самых значительных произведений Свиридова, написанное на стихи Сергея Есенина. Отбор текстов для цикла открыл слушателям незнакомого поэта — мистика, религиозного мыслителя. Поверх есенинских строк Свиридов написал собственную поэму о России с глубокой философской основой, поэтично-архаичным звучанием и сквозным движением от пейзажной лирики через драматические коллизии к гимническому финалу.

Свиридов задумывал цикл «Отчалившая Русь» как симфонический опус и настаивал на жанровом определении «поэма», однако оркестровку сделать так не успел. Эту идею осуществил один из ведущих композиторов поколения 40-летних Алексей Сюмак, переложив свиридовский цикл для камерно-инструментального ансамбля.

12 песен цикла перемежаются с поэзией Есенина в исполнении актрисы Электротеатра Станиславский Елены Морозовой. Солистом выступает контратенор Андрей Немзер.

Ансамбль «Практика» был создан при одноименном московском театре в 2019 году. Куратором ансамбля стал композитор Алексей Сюмак, музыкальным руководителем – певица и дирижер Ольга Власова. За три года ансамбль дал несколько концертов современной музыки в театре, принял участие в перформансе «Репин» в Третьяковке на Крымском Валу, в концерте в «Зарядье», а также стал исполнителем оперы Алексея Сюмака «Мороз, Красный Нос», поставленной режиссером Мариной Брусникиной в театре «Практика».
подробнее

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Арнольд Шенберг (1874–1951)
струнный секстет «Просветленная ночь», ор. 4 (1899)

Франц Шуберт (1797–1828)
Струнный квартет № 14 «Смерть и девушка», D 810 (1824)

Исполнители – солисты оркестра musicAeterna.

6+

В программе солистов оркестра musicAeterna соединены два камерно-ансамблевых сочинения, одно из которых открывает, другое закрывает эпоху музыкального романтизма: Струнный квартет Шуберта «Смерть и девушка» впускает поэзию в прежде строгий классицистский жанр чистой музыки, в струнном секстете «Просветленная ночь» Шенберг подводит итог позднеромантическому стилю и вводит в него «неологизмы», которые приведут к рождению новой, атональной музыки. Оба шедевра обладают скрытыми литературными программами, которые и проясняют, и затуманивают их многосложное содержание.

Франц Шуберт писал свой струнный квартет №14 в марте 1824 года после многих месяцев тяжелой болезни, приведшей его к осознанию скорой смерти. Он не давал своему сочинению программного названия, однако тема его песни «Смерть и девушка» (1817) на стихи Маттиуса Клаудиуса, которая легла в основу второй части квартета, стала восприниматься как тема всего произведения. Исследователи – и, конечно, поколения слушателей – выстраивают вокруг диалога страдающей девы и пришедшей за нею Смерти связный нарратив. В первой части квартета разворачивается по-бетховенски напряженная картина битвы героя с неизбежной судьбой. Вторая часть – вариации на тему одноименной песни – колыбельная Смерти в форме траурного марша. Третья, скерцо – демонический танец с неожиданно умиротворенным трио. Наконец, финал, тарантелла – неистовый dance macabre, типичная пляска смерти. Напомним, этот образ\тематический комплекс был распространен в изобразительном искусстве и музыке Европы многие века, как и живописный сюжет о смерти и девушке.  

Арнольд Шенберг сочинял струнный секстет, вдохновляясь любовью к сестре своего учителя Александра фон Цемлинского Матильде и стихотворением «Просветленная ночь» (если точнее – «Преображенная ночь») Рихарда Демеля. Одночастное произведение состоит из пяти разделов – по числу строф в стихотворении. В поздние годы композитор прямо указывал на соответствие конкретных музыкальных фраз строкам текста – диалога женщины и мужчины в ночном лесу: женщина признается мужчине в том, что беременна от другого; мужчина отвечает, что их взаимная любовь преображает всё, и ее плод становится его ребенком. В музыкальном отношении преображение совершается с позднеромантическим стилем: Шенберг отталкивается от симфонизма Брамса и Вагнера, использует принцип развивающих вариаций первого и усложненный гармонический язык второго и создает новаторское произведение, которое предвещает будущее музыки XX века.  
подробнее