24.12 / пт / 19:00—20:15

In Nativitatem Dominum Canticum

Органный зал Пермской филармонии
В программе:
Рождественские мотеты Джованни Палестрины (1525\26—1594), Кристобаля де Моралеса (ок. 1500—1553) и Томаса де Виктории (ок. 1548—1611)

Марк-Антуан Шарпантье (1643—1704)
Оратория «In nativitatem Domini canticum», H. 416 (1690)

16+
Когда в Пермском театре оперы и балета создавался новый концертный хор Parma Voices, его руководитель, главный хормейстер Пермской оперы Евгений Воробьев намеревался представлять зрителям самый широкий круг произведений — от мировых премьер сочинений XXI века, что было с блеском продемонстрировано на прошлом Дягилевском фестивале, до музыки ранних эпох в исторически информированном исполнении. Рождественский концерт в рамках специального проекта «Дягилев +» — это рождение полноформатной концертной программы, которая целиком посвящена духовной музыке Возрождения и барокко. Большие и маленькие шедевры хорового репертуара XVI–XVII веков принадлежат к трем разным национальным школам и к двум кардинально различным музыкальным стилям. Они исполняются разнообразными силами — вокальными ансамблями a cappella, камерными хоровыми составами с включением старинных инструментов, солистами и хором при участии целого барочного оркестра. Но все они прозвучат с одинаковым вниманием к исторической достоверности в прочтении музыкальных текстов давних эпох — с их полифонической изысканностью, утонченной красотой и особой выразительной силой.

Мотеты мастеров XVI века — Кристобаля де Моралеса, Томаса Луиса де Виктории и особенно Джованни Пьерлуиджи да Палестрины — представляют собой вершины возвышенного и прихотливого полифонического стиля, который коренится во франко-фламандской школе, но имеет отчетливый итальянский вкус с его ясным мелодизмом, широкими фразами и длинным дыханием.

Кристобаль де Моралес (ок. 1500 — 1553), первый крупный представитель испанского музыкального Возрождения, 10 лет проработал в папской капелле в Риме. Томас Луис де Виктория (ок. 1548 — 1611), важнейший испанский композитор эпохи Сервантеса и Лопе де Веги, провел в Риме 16 лет, в это время учился у Кристобаля де Моралеса, постепенно дослужился до поста руководителя Германской капеллы в Риме, где начинал певчим. Его неслучайно называют «испанским Палестриной»: с самым известным композитором итальянского Возрождения он дружил и его композиционные приемы успешно перенимал.

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525/26–1594), как и вышеперечисленные композиторы, подвизался прежде всего в области духовной музыки. Он утверждал, что мирские тексты не годятся для возвышенной полифонии, опубликовав, впрочем, второй сборник светских мадригалов спустя всего два года после этого заявления. Палестрина создал около 105 месс, около 140 мадригалов, более 300 мотетов и множество сочинений в других церковных жанрах. Его музыка, в отличие от творчества многих и многих его современников, никогда не была полностью забыта: на ней учились Бах, Моцарт, Бетховен, а потом и Мендельсон, вновь открывший Баха миру.

Оратория французского барочного композитора Марк-Антуана Шарпантье (1643–1704) In nativitatem Domini canticum (ок. 1690) принадлежит совсем другой эпохе, когда опера, родившаяся в Италии на рубеже XVI–XVII веков, победно шествовала по всей Европе. В наследии Шарпантье — успешного друга и соперника «главного французского композитора» Жан-Батиста Люлли, автора камерных опер и музыки к драматическим постановкам Мольера — духовные сочинения преобладают. Но и в них царят новые, оперные порядки: гармония (вертикаль) властвует над полифонией, сольные голоса и партии имеют первостепенное значение, оперные аффекты замещают внеэмоциональную возвышенность прежних времен. Марк-Антуан Шарпантье учился у итальянца Джакомо Кариссими, у него и позаимствовал жанр оратории — своего рода оперы на духовный текст. Называя свои оратории «большими мотетами» или «священными историями», привнося в них чисто французскую фразировку и ритмику, Шарпантье двигался в русле так называемого итальянского стиля, столь модного во Франции эпохи Людовика XIV, и писал яркие драматичные опусы, имевшие большой успех у его высочайших покровителей.

Рождественская оратория Шарпантье In nativitatem Domini canticum написана для четырех солистов, хора и небольшого барочного оркестра. Она рассказывает библейскую историю в трех частях: хор верных; собственно история рождения Иисуса; поклонение волхвов и пастухов. Оркестровые эффекты играют в партитуре большую роль, марши и пасторали создают светлое настроение, в сольных партиях преобладают радостные аффекты. Неудивительно, что эта оратория — один из самых исполняемых опусов Шарпантье в данном жанре.

купить билет трансляция

Завод Шпагина, Литера А

В программе:

Игорь Стравинский (1882—1971)
«Жар птица», Сюита из балета (1945)
«Петрушка», потешные сцены в четырех картинах (ред. 1947)

Концертное исполнение

12+

Оркестр musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис


Два шедевра вывели антрепризу Сергея Дягилева Ballets Russes на авансцену европейского музыкального театра. В 1910 году в парижском театре Шатле невероятным успехом пользовался балет «Жар-птица» на музыку прежде никому не известного композитора Игоря Стравинского. В следующем году Дягилев привез в Париж новый спектакль «Петрушка», который стал первым из многих стилевых прорывов Стравинского.

Музыка одноактных балетов «Жар-птица» и «Петрушка» прочно вошла в мировой концертный репертуар. В исполнении musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса обе партитуры прозвучат в один вечер. Ключевое событие спецпроекта Дягилев + продемонстрирует со всей наглядностью, как музыкальный XIX век шагает в XX столетие, и какой мощный резонанс этот шаг вызывает по сей день.

купить билет подробнее

Дом Дягилева

В программе:

Фредерик Шопен (1810—1849)
Полонез-фантазия ля-бемоль мажор, ор. 61 (1846)

Владислав Шпильман (1911—2000)
Сюита для фортепиано «Жизнь машин» (1933)

Моисей (Мечислав) Вайнбер (1919—1996)
Соната для фортепиано № 4 си минор, ор. 56 (1956)

Сергей Прокофьев (1891—1953)
Соната для фортепиано № 8 си-бемоль мажор, op. 84 (1939—1944)

16+

«Музыкант, позволяющий музыке дышать», – писала о Юлианне Авдеевой британская The Financial Times после победы двадцатипятилетней пианистки на XVI Международном конкурсе Шопена. За прошедшие годы Юлианна Авдеева проявила себя как вдумчивый, внимательный к деталям исполнитель. Она выступает по всему миру, работает со знаменитыми музыкантами, сотрудничает с крупнейшими студиями звукозаписи, среди которых ECM Records и Deutsche Grammophon.

Программа сольного концерта Юлианны Авдеевой 24 декабря включает как хорошо известные публике шедевры фортепианной музыки – Полонез-фантазию Шопена и Восьмую сонату Прокофьева, – так и редко звучащие не только со сцены, но и в записи фортепианную сюиту «Жизнь машин» Владислава Шпильмана и Сонату №4 Моисея Вайнберга.
купить билет подробнее

Завод Шпагина, Литера А

В программе:

Мировые премьеры камерных произведений на стихи Шарля Бодлера

12+

Музыкально-поэтический перформанс

В 2021 году весь мир отмечает 200-летие со дня рождения Шарля Бодлера (1821 – 1867), первого денди, декадента, символиста, посмертно признанного великим поэтом всего мира. musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса создает проект-посвящение Шарлю Бодлеру, целиком состоящий из мировых премьер, созданных по заказу коллектива.

«Посвящение Бодлеру» – не просто концерт. Стихи поэта прозвучат в оригинале и русских переводах в исполнении драматических актеров из Франции и России. Музыкально-пластический перформанс свяжет ряд мировых премьер в единый сюжет, вызывающе бунтарский и взывающий к высшей красоте, выходящий за рамки привычных форм и норм, как жизнь, смерть и бессмертное творчество Шарля Бодлера.

купить билет подробнее

Завод Шпагина, Цех № 5

Pententacles (Россия)

Steppenkind (Германия)

Years of Denial (Франция)

18+

Тема Дягилев+ Party – взаимообмен идеями между академической и альтернативной культурой. Хедлайнерами Diaghilev+ Party-2021 станут три интернациональных авангардных музыкальных коллектива разной степени танцевальности. Французско-чешский дуэт Years of Denial делает жесткие танцевальные треки на стыке техно, электронной музыки, пост-панка, индастриала и рейва. Московская группа Pententacles смешивает ревущие гитары с нойзом и электро-психоделией, немецко-ирландское трио Steppenkind создает обаятельную атмосферную музыку на тексты будущего писателя Брендана Клири.
купить билет подробнее