17.06 / пт / 18:00—20:00

Концерт камерного оркестра Rosarium

Органный зал Пермской филармонии
В программе:

Георг Филипп Телеман (1681 – 1767)
Сюита для виолы да гамба с оркестром TWV 55:D6 ре мажор (1733)
Увертюра-сюита для струнного оркестра TWV 55-G10, Burlesque de Quixotte (1761)

Иоганн Себастьян Бах (1675 – 1750)
Сюита для оркестра № 2 си минор, BWV 1067 (1738 – 1739)
Бранденбургский концерт № 3, BWV 1048 (1718)

Дирижер – Марина Катаржнова
Солисты:
Феликс Антипов – виола да гамба,
Ульяна Живицкая – флейта-траверсо

6+
Георг Филипп Телеман – прославленный, даже модный композитор, кантор и директор оперы вольного города Гамбурга. Иоганн Себастьян Бах – глубоко почитаемый профессионалами мастер на церковной службе в Лейпциге. Современники, следившие за творчеством друг друга, они были не соперниками, а друзьями. В музыке их можно найти как общестилевые сходства, так и массу индивидуальных различий: и то, и другое продемонстрирует концерт камерного оркестра Rosarium.

Rosarium – это камерный оркестр Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории. Он начал концертную деятельность с первых дней образования факультета в 1997 году. Оркестр концертировал со многими всемирно известными музыкантами, такими, как Сигизвальд Кёйкен, Мартин Хазельбёк, Христофер Хогвуд, Андрес Мустонен, Рубен Дубровски, Алексей Любимов, Александр Рудин, Евгений Бушков. Музыку эпохи барокко оркестр исполняет в строе 415 Hz на исторических инструментах. Музыку классицизма – в 430 Hz, романтизма – в строе 432-435 Hz.
Концерт оркестра musicAeterna
Концерт 11.06 / сб / 20:00—22:00

Концерт оркестра musicAeterna

Ite, missa est
Концерт 12.06 / вс / 03:30—04:30

Ite, missa est

Отчалившая Русь
Концерт 12.06 / вс / 22:00—23:00

Отчалившая Русь

Шенберг&Шуберт
Концерт 13.06 / пн / 20:00—21:30

Шенберг&Шуберт

ДК Солдатова

В программе:

Рихард Штраус (1864—1949)
Симфонический этюд «Метаморфозы» для 23 струнных инструментов, TrV 290, AV 142 (1945)

Петр Ильич Чайковский (1840—1893)
Симфония № 6, «Патетическая», си минор, ор. 74 (1893)

Исполнители:
оркестр musicAeterna,
дирижер – Теодор Курентзис

12+

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса на открытии Дягилевского фестиваля—2022 исполнит два сочинения, считающиеся вершиной жанра симфонической трагедии.

Рихард Штраус писал симфонический этюд «Метаморфозы» в последние месяцы Второй мировой войны и закончил в апреле 1945 года. Переживание катастрофы стало импульсом к рождению одного из наиболее совершенных симфонических адажио. «Может быть, Штраус прожил 85 лет исключительно для того, чтобы создать эту великолепную вещь», — напишет позже критик Ролан-Мануэль. Используя выработанные столетиями риторические средства выражения скорби, сплетая мотивы в мастерском, непрерывно изменчивом контрапункте, Штраус пишет элегию гибели прежнего мира.

Чайковский в Шестой симфонии прокладывает пути в будущее, к заостренной экспрессии музыкальных психодрам XX века. Эмоциональная заряженность музыки достигает здесь невиданного ранее уровня. Предельные образные и динамические контрасты, вводившие первых слушателей в недоумение, до сих пор сохраняют шокирующую силу воздействия и неизбежно выводит слушателя из равновесия.

Готовя запись Шестой симфонии на лейбле Sony Classical в 2017 году, Теодор Курентзис отметил: «То, что я хочу привнести в эту музыку, — это не сильные эмоции, не громкость и не безупречная форма. Я хочу привнести в неё «цветок раны» — совершенство церемонии, на которую собираются 110 музыкантов, чтобы почтить все раны, которые мы переносим, а не просто дать концерт».
подробнее

Пермская художественная галерея

Исполнители: хор Parma Voices

18+

Концерт-энигма. Программа будет объявлена по окончании концерта.
подробнее

Частная филармония «Триумф»

В программе:

Георгий Свиридов (1915 – 1998)
«Отчалившая Русь», цикл для голоса с фортепиано на слова Сергея Есенина (1976 – 1977)
Версия Алексея Сюмака (р. 1976)  для солиста и камерного ансамбля (2022)

Исполнители:
Андрей Немзер – солист,
Елена Морозова – актриса, чтец,
Камерный ансамбль «Практика»,
Ольга Власова – дирижер, музыкальный руководитель

18+

Вокальный цикл «Отчалившая Русь» — одно из самых значительных произведений Свиридова, написанное на стихи Сергея Есенина. Отбор текстов для цикла открыл слушателям незнакомого поэта — мистика, религиозного мыслителя. Поверх есенинских строк Свиридов написал собственную поэму о России с глубокой философской основой, поэтично-архаичным звучанием и сквозным движением от пейзажной лирики через драматические коллизии к гимническому финалу.

Свиридов задумывал цикл «Отчалившая Русь» как симфонический опус и настаивал на жанровом определении «поэма», однако оркестровку сделать так не успел. Эту идею осуществил один из ведущих композиторов поколения 40-летних Алексей Сюмак, переложив свиридовский цикл для камерно-инструментального ансамбля.

12 песен цикла перемежаются с поэзией Есенина в исполнении актрисы Электротеатра Станиславский Елены Морозовой. Солистом выступает контратенор Андрей Немзер.

Ансамбль «Практика» был создан при одноименном московском театре в 2019 году. Куратором ансамбля стал композитор Алексей Сюмак, музыкальным руководителем – певица и дирижер Ольга Власова. За три года ансамбль дал несколько концертов современной музыки в театре, принял участие в перформансе «Репин» в Третьяковке на Крымском Валу, в концерте в «Зарядье», а также стал исполнителем оперы Алексея Сюмака «Мороз, Красный Нос», поставленной режиссером Мариной Брусникиной в театре «Практика».
подробнее

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Арнольд Шенберг (1874–1951)
струнный секстет «Просветленная ночь», ор. 4 (1899)

Франц Шуберт (1797–1828)
Струнный квартет № 14 «Смерть и девушка», D 810 (1824)

Исполнители – солисты оркестра musicAeterna.

6+

В программе солистов оркестра musicAeterna соединены два камерно-ансамблевых сочинения, одно из которых открывает, другое закрывает эпоху музыкального романтизма: Струнный квартет Шуберта «Смерть и девушка» впускает поэзию в прежде строгий классицистский жанр чистой музыки, в струнном секстете «Просветленная ночь» Шенберг подводит итог позднеромантическому стилю и вводит в него «неологизмы», которые приведут к рождению новой, атональной музыки. Оба шедевра обладают скрытыми литературными программами, которые и проясняют, и затуманивают их многосложное содержание.

Франц Шуберт писал свой струнный квартет №14 в марте 1824 года после многих месяцев тяжелой болезни, приведшей его к осознанию скорой смерти. Он не давал своему сочинению программного названия, однако тема его песни «Смерть и девушка» (1817) на стихи Маттиуса Клаудиуса, которая легла в основу второй части квартета, стала восприниматься как тема всего произведения. Исследователи – и, конечно, поколения слушателей – выстраивают вокруг диалога страдающей девы и пришедшей за нею Смерти связный нарратив. В первой части квартета разворачивается по-бетховенски напряженная картина битвы героя с неизбежной судьбой. Вторая часть – вариации на тему одноименной песни – колыбельная Смерти в форме траурного марша. Третья, скерцо – демонический танец с неожиданно умиротворенным трио. Наконец, финал, тарантелла – неистовый dance macabre, типичная пляска смерти. Напомним, этот образ\тематический комплекс был распространен в изобразительном искусстве и музыке Европы многие века, как и живописный сюжет о смерти и девушке.  

Арнольд Шенберг сочинял струнный секстет, вдохновляясь любовью к сестре своего учителя Александра фон Цемлинского Матильде и стихотворением «Просветленная ночь» (если точнее – «Преображенная ночь») Рихарда Демеля. Одночастное произведение состоит из пяти разделов – по числу строф в стихотворении. В поздние годы композитор прямо указывал на соответствие конкретных музыкальных фраз строкам текста – диалога женщины и мужчины в ночном лесу: женщина признается мужчине в том, что беременна от другого; мужчина отвечает, что их взаимная любовь преображает всё, и ее плод становится его ребенком. В музыкальном отношении преображение совершается с позднеромантическим стилем: Шенберг отталкивается от симфонизма Брамса и Вагнера, использует принцип развивающих вариаций первого и усложненный гармонический язык второго и создает новаторское произведение, которое предвещает будущее музыки XX века.  
подробнее