24.12 / пт / 21:30—23:00

Юлианна Авдеева (фортепиано). Сольный концерт

Дом Дягилева
В программе:
Фредерик Шопен (1810—1849)
Полонез-фантазия ля-бемоль мажор, ор. 61 (1846)

Владислав Шпильман (1911—2000)
Сюита для фортепиано «Жизнь машин» (1933)

Моисей (Мечислав) Вайнбер (1919—1996)
Соната для фортепиано № 4 си минор, ор. 56 (1956)

Сергей Прокофьев (1891—1953)
Соната для фортепиано № 8 си-бемоль мажор, op. 84 (1939—1944)

16+
Юлианна Авдеева — пианистка, получившая международное признание и широкую известность после победы на XVI Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве в 2010 году — представляет разнообразную и неординарную сольную программу. Откроет ее, разумеется, Шопен. В диалог с польским романтиком вступят композиторы других эпох и устремлений. Польский пианист и композитор Владислав Шпильман имитирует индустриальные шумы в «Жизни машин». Четвертая соната польского экспата, советского композитора Мечислава Вайнберга звучит, словно письмо его учителю и другу Дмитрию Шостаковичу, написанное на языке адресата. Восьмая соната Прокофьева представляет собой масштабное, симфоничное полотно, о котором Святослав Рихтер сказал: «Из прокофьевских сонат она самая богатая. В ней сложная внутренняя жизнь с глубокими противопоставлениями. Временами она как бы цепенеет, прислушиваясь к неумолимому ходу времени. Соната несколько тяжела для восприятия, но тяжела от богатства — как дерево, отягченное плодами».

Творчество Фридерика Шопена практически полностью посвящено фортепиано. Его Полонез-фантазия, ор. 61 (1846), — произведение последнего периода творчества, времени переосмысления жанров. Шопеновская монументально-драматическая форма, полная патетики и мощи, в Полонезе-фантазии словно распадается. Вместо рельефности — неопределенность, затуманенность, вместо монолитности и единства — дробность и фрагментарность. Утонченный психологизм образов, предельно чуткая запись изменчивых душевных движений выражены в этой музыке исключительно ярко.

Владислав Шпильман — соотечественник Шопена — известен широкой публике прежде всего своими мемуарами, экранизированными Романом Полански в трижды оскароносном фильме «Пианист». Шпильман — автор большого числа песен, Скрипичного концерта, Увертюры для симфонического оркестра и фортепианной сюиты «Жизнь машин» (1933), ноты которой были случайно найдены в Лос-Анджелесе в 2000 году. Сюита состоит из трех частей: медленной первой, второй, носящей название «Машина в состоянии покоя», и токкатины. Фортепиано имитирует жизнь механизмов, которая так интересовала людей искусства в начале века технического прогресса.

Музыку машин можно найти и в творчестве Сергея Прокофьева. Известны высказывания композитора о трактовке фортепиано как ударного инструмента. Но его Восьмая соната, ор. 84 (1944), пожалуй, наиболее симфонична. Первая часть объединяет типичные для сонатного цикла аллегро и анданте. Медленная вторая часть Andante sognando — «как в сновидении» — уводит слушателя в мир мечтаний. Волевой, динамичный финал заканчивается необычайно монументальной кодой-апофеозом.

Симфоническое наследие Мечислава Вайнберга в последние годы переживает своеобразный ренессанс, между тем его фортепианная музыка широкой публике до сих пор известна мало. Среди его шести фортепианных сонат особо любопытна Четвертая соната, ор. 56 (1956). В ней можно услышать переход композитора от позднеромантического музыкального языка к умеренно экспрессионистскому стилю и его следование в фарватере Дмитрия Шостаковича — учителя, друга и защитника в страшные времена «дела врачей».

купить билет
Посвящение Бодлеру
Концерт 25.12 / сб / 19:00—21:00

Посвящение Бодлеру

Diaghilev+ Party
Концерт 25.12 / сб / 22:00—01:00

Diaghilev+ Party

Завод Шпагина, Литера А

В программе:

Игорь Стравинский (1882—1971)
«Жар птица», Сюита из балета (1945)
«Петрушка», потешные сцены в четырех картинах (ред. 1947)

Концертное исполнение

12+

Оркестр musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис


Два шедевра вывели антрепризу Сергея Дягилева Ballets Russes на авансцену европейского музыкального театра. В 1910 году в парижском театре Шатле невероятным успехом пользовался балет «Жар-птица» на музыку прежде никому не известного композитора Игоря Стравинского. В следующем году Дягилев привез в Париж новый спектакль «Петрушка», который стал первым из многих стилевых прорывов Стравинского.

Музыка одноактных балетов «Жар-птица» и «Петрушка» прочно вошла в мировой концертный репертуар. В исполнении musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса обе партитуры прозвучат в один вечер. Ключевое событие спецпроекта Дягилев + продемонстрирует со всей наглядностью, как музыкальный XIX век шагает в XX столетие, и какой мощный резонанс этот шаг вызывает по сей день.

купить билет подробнее

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Рождественские мотеты Джованни Палестрины (1525\26—1594), Кристобаля де Моралеса (ок. 1500—1553) и Томаса де Виктории (ок. 1548—1611)

Марк-Антуан Шарпантье (1643—1704)
Оратория «In nativitatem Domini canticum», H. 416 (1690)

16+

Концерт хора Parma Voices
c участием фестивального барочного ансамбля


Дирижер: Евгений Воробьев

Хор Parma Voices (букв. «Голоса Пармы») — концертный коллектив, родившийся в стенах Пермской оперы под руководством главного хормейстера театра Евгения Воробьева. «Парма» в названии — это и темнохвойные леса, и пермские земли. Хор дал первый концерт в феврале 2021 года, ему не исполнилось и года, но пресса уже в один голос говорит о впечатляющей слаженности коллектива, удивительно чистой интонации и тонкой штриховой нюансировке коллектива.

24 декабря, в католический Сочельник хор Parma Voices исполнит музыку эпохи Возрождения и барокко: рождественские мотеты Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Кристобаля де Моралеса и Томаса Луиса де Виктории, а также рождественскую ораторию In nativitatem Domini canticum французского композитора Марка-Антуана Шарпантье.


Присоединиться к концерту можно будет в онлайн-трансляции.
купить билет трансляция подробнее

Завод Шпагина, Литера А

В программе:

Мировые премьеры камерных произведений на стихи Шарля Бодлера

12+

Музыкально-поэтический перформанс

В 2021 году весь мир отмечает 200-летие со дня рождения Шарля Бодлера (1821 – 1867), первого денди, декадента, символиста, посмертно признанного великим поэтом всего мира. musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса создает проект-посвящение Шарлю Бодлеру, целиком состоящий из мировых премьер, созданных по заказу коллектива.

«Посвящение Бодлеру» – не просто концерт. Стихи поэта прозвучат в оригинале и русских переводах в исполнении драматических актеров из Франции и России. Музыкально-пластический перформанс свяжет ряд мировых премьер в единый сюжет, вызывающе бунтарский и взывающий к высшей красоте, выходящий за рамки привычных форм и норм, как жизнь, смерть и бессмертное творчество Шарля Бодлера.

купить билет подробнее

Завод Шпагина, Цех № 5

Pententacles (Россия)

Steppenkind (Германия)

Years of Denial (Франция)

18+

Тема Дягилев+ Party – взаимообмен идеями между академической и альтернативной культурой. Хедлайнерами Diaghilev+ Party-2021 станут три интернациональных авангардных музыкальных коллектива разной степени танцевальности. Французско-чешский дуэт Years of Denial делает жесткие танцевальные треки на стыке техно, электронной музыки, пост-панка, индастриала и рейва. Московская группа Pententacles смешивает ревущие гитары с нойзом и электро-психоделией, немецко-ирландское трио Steppenkind создает обаятельную атмосферную музыку на тексты будущего писателя Брендана Клири.
купить билет подробнее