24.05.2022

Богдан Королек о «Комедии на конец времени» Орфа

Славу Карлу Орфу принесли сценическая кантата Carmina Burana, впервые исполненная в 1937 году, и система музыкального воспитания детей — Orff Schulwerk. Сочинение и педагогика Орфа суть стороны одной медали: возвращение к музыкальным первоосновам, обнажение ритма, попытка превратить слушателя в соучастника. Рождение музыки вызывает труднообъяснимый, именно детский восторг.

В последнем сочинении, De temporum fine comoedia («Комедия на конец времени»), Орф довел собственный метод до логического предела. Тема светопреставления потребовала колоссальных масштабов труда и мысли. Работа продолжалась 10 лет, финальную редакцию автор сделал за год до кончины. Предусмотрен огромный состав исполнителей: 20 солистов, два чтеца, три хора и детский хор, шестерной состав духовых, три рояля и три арфы, дублированы некоторые ударные. В конце времен все равны — и в европейский оркестр, лишенный высоких струнных, гобоев и фаготов, вписаны литофон, индонезийский ангклунг, ближневосточные дарбуки, кубинская конга, японский храмовый гонг добачи. Все это напоминает глобальное занятие Orff Schulwerk. Кстати, в оркестре есть инструменты, созданные Орфом для уроков: миниатюрные ксилофон-тенор и ксилофон-бас. 

В отличие от многих коллег-современников, Орф рисует конец света с исключительным спокойствием и мудростью — в его понимании это счастливый конец. Слово «комедия» употребляется в античном и средневековом значении: действие без катастрофического исхода. Стержнем кантаты-мистерии стали работы греческого богослова III века Оригена, который развивал идею апокатастасиса — «восстановления» и итогового прощения всего сущего. Слова Оригена вынесены в эпиграф и повторяются в финале: «Концом всего будет уничтожение пороков».

Композиция проста — три части. Сивиллы объявляют о скором конце света. Анахореты отрицают его. Последние люди просят Божьей милости, падший ангел превращается в изначального Люцифера. Женский ансамбль — мужской ансамбль — хор. Латынь, древнегреческий и немецкий смешаны даже в пределах одного предложения, но текст практически не имеет значения, во второй и третьей частях он сведен до заклинательных формул, бесконечно повторяющихся. С американской репетитивной музыкой, современной Орфу, «Комедию» роднят не только повторяющиеся структуры, но и темброво-акустический профиль, рассчитанный скорее на электронное воспроизведение.

«Комедию» — в силу ее технологической экстравагантности — играют крайне редко. Премьеру в 1973 году провел тогдашний хозяин Зальцбургского фестиваля Герберт фон Караян — одна из редких вылазок маэстро на территорию современной музыки. В России первым был Теодор Курентзис: на закрытии фестиваля «Территория» в 2007-м его соавтором стал режиссер Кирилл Серебренников. Теперь местом постиндустриальной мистерии становится завод. А спустя всего месяц, на Зальцбургском фестивале 2022 года прологом спектакля De temporum fine comoedia под музыкальным руководством Теодора Курентзиса станет «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Будто героиня оперы Юдифь и вызвала конец света, открыв семь запретных дверей.

Богдан Королек