Открытие Дягилевского фестиваля. Опера «Оранго» и балет «Условно убитый»

Дмитрий Шостакович

Описание

Либретто оперы «Оранго» Алексея Толстого и Александра Старчакова
Либретто балета «Условно убитый» Алексея Мирошниченко

Мировая премьера состоится в Перми в 2015 году

Инструментовка Джерарда МакБёрни

Декорации по мотивам театральных работ А. Экстер

Премьера включает две одноактные постановки — оперу «Оранго» и балет «Условно убитый» — на музыку великого русского композитора, жившего и работавшего в советский период истории. По словам Алексея Мирошниченко, это будут «зарисовки на тему советского прошлого» с узнаваемыми элементами быта и характерными персонажами той эпохи. Ожидается, что на сцене появятся Мужчина с портфелем, Человек в кожаном плаще, Студентки в белых носочках, Мороженщица, Человек в противогазе с собакой и т. д. В спектакле примет участие вся труппа Пермского балета, а также более тридцати учащихся Пермского хореографического училища, которые исполнят «ретро-вальс».

Алексей Мирошниченко, хореограф и режиссер-постановщик, главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:

Логически мы идем по пути «Шута» [балета на музыку Сергея Прокофьева из репертуара Пермского театра], то есть средствами неоклассической хореографии и художественных соответствий стремимся воссоздать стиль эпохи 1930-х.

В данном случае главным ориентиром для них стали работы одной из родоначальниц конструктивизма Александры Экстер, без которой невозможно представить картину русского авангарда первой половины ХХ века. Опираясь на те же приемы, что и Экстер, сценограф Андрей Войтенко создал конструктивистскую иллюзию полностью занятого пространства сцены, хотя использовал при этом только средства плоского искусства.

Художник Татьяна Ногина также отталкивалась от документов эпохи: «Поскольку «Оранго» — это пример фарсовой постановки, мы работаем с элементами футуризма, ар-деко, коллажируем костюмы из разных фактур и цветов».

Татьяна Ногинова, художник по костюмам:

Здесь важен быстрый эффект на зрителя. «Условно убитый» гораздо ближе к бытовой зарисовке, которая располагает к детальному разглядыванию жизни. Следовательно, мы включаем кинематографический прием: реконструируем эпоху через предметы и одежду: костюмы шьются по лекалам и из материалов того периода. Костюмы монохромны — это сделано с расчетом на то, что сцена с ее буйством красок и игрой с объемами и перспективой выделит, как линза, все костюмы балета.

Оба сочинения Шостаковича — настоящие раритеты. Долгие годы считавшаяся утерянной опера «Оранго» (вернее — пролог к ней — то, что из всей оперы успел написать Шостакович по заказу Большого театра) была обнаружена в 2004 году в архивах Всероссийского музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Над «Оранго» (от «орангутан»), действие которой разворачивается в Стране Советов, Шостакович начал работать в 1932 году, когда весь мир науки и искусства был охвачен идеей создания нового сверхсущества, экспериментального получеловека-полуживотного. Либретто фантасмагории «Условно убитый» хореограф Алексей Мирошниченко переписал, сохранив имена главным героям. В его балете ведущую роль играет мороженщица Машенька Фунтикова, а не ее возлюбленный Стопка Курочкин. Вместе они попадают в зону тренировочной воздушной тревоги, где Машенька становится целью начальника маневров Бейбуржуева. Для воссоздания эстетики 1920—1930-х годов сценографы Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова обратились к театральным эскизам одной из родоначальниц конструктивизма Александры Экстер.

«Условно убитый» единственный раз был поставлен в России в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле —  в виде эстрадного ревю с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, а за рубежом первое театральное представление этой оперы состоялось лишь в 2013-м — в Люцерне, в рамках фестиваля «Смена декораций», под названием Der Fall YY  («Дело YY»).

Алексей Мирошниченко, Татьяна Ногинова и Андрей Войтенко ранее уже работали совместно, начиная со времени карьеры Мирошниченко в Мариинском театре. В Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского Татьяна Ногинова создала костюмы к его балетам — «Венгерские танцы» на музыку Брамса, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Вариации на тему рококо» П. Чайковского, «Голубая птица и принцесса Флорина» Адана. Андрей Войтенко работал в Перми над спектаклями: «Бахчисарайский фонтан» Асафьева в хореографии Р. Захарова, «Рубины» («Каприччио для фортепиано с оркестром») Стравинского в хореографии Дж. Баланчина. 

Возрастная категория: 16+

Постановщики
Музыкальный руководитель проекта и дирижер Теодор Курентзис
Хореограф и режиссер-постановщик Алексей Мирошниченко
Художник-постановщик Андрей Войтенко (Россия)
Художник по костюмам Татьяна Ногинова (Россия)
Хормейстер-постановщик Виталий Полонский
Художник по свету Алексей Хорошев (Россия)
Партнеры

При поддержке

Официальный партнер

Партнеры

Телефон: +7 (342) 212-42-53, 212-71-24

Пермь, Петропавловская, 25а

Визит в Пермь

Наверх