17 Мая 2017

Интервью

Роберт Карлссон: «Интересно, как вода зазвучит в Перми»

Проект AquaSonic был создан датской группой Between Music еще в 2008 году. Описание «концерт подводных музыкантов» можно понимать буквально, но не стоит считать исчерпывающим. За странным шоу стоят новаторские идеи и годы подготовки, изобретение специальных музыкальных инструментов и овладение дыхательными техниками. В итоге, композиции Between Music действительно кажутся потусторонними, живущими в другом акустическом измерении и собирают полные залы в разных странах даже десять лет спустя.

О том, как погрузиться в неизведанное и одновременно хорошо знакомое ради эстетических откровений, мы поговорили с Робертом Карлссоном — директором по развитаю и непосредственным участником Between Music.


Фото Эдварда Тихонова, больше фото

— Выступление на Дягилевском фестивале станет первым вашим концертом в России. Чего вы ждете от Перми и аудитории фестиваля в частности?

— Мы с нетерпением ждем концерта. Конечно, ваш город далеко. Мы разных культур, и нам интересно, как публика примет выступление.

— С какими техническими проблемами ваша команда обычно сталкивается, когда готовит инструменты и оборудование для концертов на разных сценах?

— Одна из тех необычных проблем, с которыми мы имеем дело, связана с водой. Мы должны знать ее качества: насколько она жесткая, достаточно ли чистая – ведь это акустическая среда для нас. Когда мы однажды давали концерты в Голландии и Дании, то почувствовали разницу в звучании именно из-за воды. Интересно, как вода «зазвучит» в Перми.

— Какого особого звучания вы пытались достичь, изобретая и совершенствуя инструменты, такие как гидролофон, электромагнитная арфа, особая секция ударных? Как происходила эта работа?

— Когда мы только начинали проект, существовали инструменты, которые вполне могли звучать под водой. Так, если у вас есть тяжелая перкуссия, она может действовать в этих условиях. Но нам были нужны не такие короткие траурные удары, а хороший звук под водой.

Та же история с другими инструментами. Нам были необходимы такие, которые способны, как скрипка, держать длинные ноты. Гитара, например, не может делать этого: звуки постоянно «умирают».

Нужны были инструменты, которые могут создавать определенные гармонии и аккорды. Так, у нас появился инструмент с колесом, которое задевает струну. Есть также стеклянный инструмент, есть гидролофон… Была задача охватить звуковой спектр. У нас был вокал, гонги с глубоким тембром, так что возникла необходимость как-то раскрыть среднюю секцию оркестра. Так мы и придумали несколько инструментов.

— Позвольте прояснить ситуацию с двумя брендами: Between Music и AquaSonic. На вашем официальном сайте можно прочесть: «AquaSonic — первая часть проекта Between Music «Эволюция человека» (рабочее название) в четырех частях». Однако сегодня Between Music ассоциируется, главным образом, с концертами AquaSonic. Когда вы собираетесь продолжить проект «Эволюция человека»?

— Недавно мы сделали первые шаги [в этом направлении]. Мы собрали рабочую группу в Исследовательском центре звуковых искусств при Королевском университете Белфаста. Пригласили разных экспертов, в том числе изобретателей музыкальных инструментов, специалистов по записи звука, визуальных художников, чтобы провести мозговой штурм и понять, куда нам двигаться дальше. Так мы провели три очень насыщенных дня. Конечно, поставили для себя некоторые рамки, но с помощью таких разных знающих и творческих людей наметили пути развития.

Поэтому мы немного продвинулись, хотя сейчас очень заняты работой c AquaSonic. С момента датской премьеры начался насыщенный период, и мы уже несколько улучшили программу.

— Можно ли считать AquaSonic художественно обусловленным возвращением к эволюционным корням человека, к водной среде, в которой зародилась жизнь на Земле?

— Да, жизнь действительно началась в воде. Но и сейчас мы начинаем жизнь в воде на стадии эмбриона. Это среда, которая нам хорошо знакома. При этом, разумеется, исполнение музыки вживую под водой — то, что до сих пор делали нечасто. Таким образом, мы соединяем знакомое с неизведанным.

— В AquaSonic вы музыкально осваиваете водную среду. Инструменты и голоса в этих условиях действительно звучат не так, как обычно. Стала ли изобретенная эстетика по-настоящему близкой вам, привычной для воплощения на сцене?

— Мы действительно долго исследовали этот [природный] элемент с профессиональной, музыкальной точки зрения. Мы занимаемся этим уже 10 лет, но нам до сих пор есть что исследовать. Этот элемент ставит так много вызовов, что мы по-прежнему учимся.

— Как реагировали люди, когда вы проводили первые концерты?

— Очень хорошо. Это было удивительно: люди прониклись, плакали. Даже если они пришли просто посмотреть что-то необычное, интересное, они увидели в происходящем и нечто действительно трогательное. Никто этого не ожидал. Отклик аудитории оказался очень теплым.

— Создается впечатление, что скандинавские артисты больше других открыты чему-то новому, экспериментальному, даже провокационному. Разделяете ли вы эту точку зрения?

— Да, в Скандинавии действует отличная система поддержки искусства со стороны правительств и муниципалитетов. Разумеется, мы не могли бы осуществить наш проект без этой поддержки.

Государственные фонды отличаются тем, что люди, нанятые для распределения средств между художниками, — сами художники. В частных фондах эти решения принимают люди бизнеса. Найти финансирование для нашего проекта в частных фондах сложно, мы не прибегаем к этому. Думаю, поэтому Скандинавия — то место, где вы можете увидеть будущее в экспериментальном искусстве, разглядеть его потенциал.

— Не могли бы вы рассказать немного о музыкальной подготовке каждого участника Between Music?

— Я сам профессиональный альтист с классическим образованием, также играю в симфоническом оркестре. Лайла Сковманд, художественный директор, — дипломированная вокалистка и композитор в направлениях поп-рок и джаз. Барабанщик Мортен Поульсен — профессиональный джазовый барабанщик. Деа Мария Кьельдсен — перкуссионистка, также занимавшаяся джазом и поп-роком. Нанна Бек получила образование как певица и автор песен. Таким образом, все участники имеют музыкальное образование.

— Рассматриваете ли вы себя в качестве артистов принципиально нового типа — «подводных музыкантов»?

— (Улыбается) Да, думаю, это станет новым жанром, к которому впоследствии присоединятся другие группы.

Павел Катаев, пресс-служба Дягилевского фестиваля

Партнеры

Генеральный партнер

Партнер

Информационный партнер

Наверх