21 Мая 2017

Интервью

Екатерина Бирюкова: «Для меня премия за лучшее СМИ важнее тех, что давали персонально мне»

Лауреатом III Всероссийской премии «Резонанс» в номинации «Лучшее СМИ, пишущее об академической музыке и музыкальном театре» стал портал colta.ru (бывший OpenSpace.ru) — независимое СМИ о культуре и обществе. На страницах портала публиковались тексты многих критиков-лауреатов «Резонанса»: Александра Рябина (2017), Наталии Сурниной (2016), Ярослава Тимофеева, Богдана Королька и Елены Мусаелян (2015). Премию от имени Colta.ru получала Екатерина Бирюкова, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» и музыкальный критик. На следующий день после церемонии Екатерина поговорила с пресс-службой Дягилевского фестиваля о роли премии для портала, энергетике молодых авторов и о монстрах в искусстве «с рюшечками».


Фото Эдварда Тихонова

— Colta.ru существует уже пять лет, но только сейчас вы решили подать заявку на «Резонанс». С чем связано неучастие в предыдущие годы? Только с конфликтом интересов?

— На первом «Резонансе» я была председателем жюри. На втором мне просто не пришло в голову участвовать: для меня это премия для молодых изданий, к которым, мне казалось, мы уже не относимся. К тому же мы не специализируемся на музыке.

— Тем не менее качество вашего раздела академической музыки сложно переоценить. Как вы воспринимаете полученную премию: как признание заслуг или как стимул сделать что-то еще?

— Скорее первое (смеется). На самом деле я очень рада. Для меня colta и предшествовавший ей OpenSpace.ru — это первая работа, где я не только выступаю в качестве критика, но и придумываю новые форматы, редактирую чужие тексты, ищу авторов. OpenSpace.ru был первым в России сетевым изданием о культуре, где всё приходилось придумывать с нуля, потому что бумажные издания существовали по другим законам. Так что для меня это, пожалуй, даже более важная премия, чем те, что давали персонально мне, например, как лучшему критику года от газеты «Музыкальное обозрение».

— OpenSpace.ru выгодно отличался от бумажных конкурентов использованием возможностей цифрового формата — гиперссылок, видео и так далее, — которые сейчас применяются на всех ресурсах. Чувствуете ли вы потребность каким-то образом менять формат или придумывать что-то еще, чтобы развиваться?

— Я применяю что-то новое, когда интуитивно чувствую, что в этом назрела необходимость. Появляется новый материал, новый автор, новая проблема — и важно подать это естественно, без насилия. Так получается не всегда, но когда получается, я горда и довольна.

— Много ли в связи с этим работы с авторами? Или люди приходят, уже осознавая ваши требования?

— Всегда по-разному. Иногда я вижу чистый текст, к которому достаточно придумать заголовок, а иногда видно, что человек хочет сказать что-то серьезное, умное, но мысли у него разбегаются. Вытаскивать на поверхность то, что кроется за текстом — это самое сложное.

— У colta.ru такое реноме, что, должно быть, авторы чаще выходят на вас, чем вы на них.

— Да, сейчас периодически авторы откуда-то возникают. И я считаю, что нужно поддерживать их желание с нами сотрудничать.

— Почти все лауреаты «Резонанса» разных лет публиковались на colta.ru. Видимо, есть связь между уровнем премии и уровнем портала.

— Здесь взаимосвязь другая. Меня больше всего увлекает процесс наблюдения за чем-то рождающимся, будь то новый творец, новое явление или новый автор. Я видела, как начинали важные для меня люди, такие как Теодор Курентзис и Дмитрий Черняков. Сейчас это признанные звезды, и, честно признаться, мне уже не так интересно про них писать: они взлетели и летят. Но мне интересно то, что Теодор делает здесь — он вспахивает нетронутую почву, и за пять лет стало видно, какие всходы это дало. Поэтому я не боюсь молодых неопытных авторов, хотя с ними бывает утомительно. Может быть, у меня вампирская склонность к молодой энергетике (смеется). За эту энергетику я готова многое простить.

Colta.ru гордится тем, что существует за счет поддержки читателей. Есть ли при этом с читателем обратная связь? Представляете ли вы портрет своего читателя?

— Существовать только за счет читателей было бы невозможно. Кроме них, у нас есть попечительский совет и сложная система грантов — я сама этим не занимаюсь и не могу точно сказать. Но это не значит, что поддержка читателей нам не важна.

О портрете читателя мы можем судить только по друзьям в фейсбуке и по публике фестиваля «NOW», который мы проводим в оффлайне. Конечно, это в основном молодая аудитория, которая живет в интернете.

Я обычно могу примерно предположить, текст о каком человеке будет интереснее читателям. Обычно это не тот, кого показывают по телевизору, и не герой печатной прессы, а человек, который активен в социальных сетях и сам что-то в них пишет, у кого много френдов.

— То есть это интерактивный читатель? При этом на colta.ru обсуждений сейчас не происходит. Похоже, публике проще унести материал куда-то на фейсбук и обсуждать его там.

— Да, сейчас обсуждений на сайте нет, и я вздохнула с облегчением. Когда существовал OpenSpace, в разделе академической музыки почему-то собирались самые ядовитые тролли. Никто не мог понять, откуда берутся эти монстры, если классическая музыка — это такое искусство «с рюшечками».

Екатерина Бабурина, пресс-служба Дягилевского фестиваля

Партнеры

При поддержке

Официальный партнер

Партнеры

Наверх