Концерт Le Poème Harmonique с участием хора musicAeterna

Клаудио Монтеверди, Андреа Фальконьери, Аннибале Грегори, Джованни Габриели

Описание

Дирижер: Венсан Дюместр

Хормейстер: Виталий Полонский

Исполняют:

солисты и оркестр Le Poème Harmonique
хор musicAeterna

В программе:

Клаудио Монтеверди (1567—1643)
Toccata

Андреа Фальконьери (1585—1656)
Battaglia de Barabaso yerno de Satanas

Анонимус
Dixit Dominus I

Клаудио Монтеверди
Dixit Dominus II

Аннибале Грегори (1550-е—1633)
Ciaccona

Клаудио Монтеверди
Gloria
Crucifixus
Salve Regina

Джованни Габриели (1555(7)—1612)
Canzon a 12

Клаудио Монтеверди
O gloriose martyr
Magnificat

В 1640—1641 годах в Венеции был издан монументальный сборник вокальной музыки, названный Selva morale e spirituale. Как следует из названия, музыка эта духовного свойства, причем дословно «selva» означает «лес». Воображаемая чаща не впервые служит пространством для внутреннего поиска: в первых двух строчках «Божественной комедии» Данте протагонист, сбившись с жизненного пути, тоже «очутился в сумрачном лесу». В русском переводе заглавия («Нравственные и духовные блуждания») сам «лес» исчез, но осталось эхо этого образа.

Автор сборника, композитор Клаудио Монтеверди, носил титул Maestro di Capella della Serenissima: именно так, «светлейшая», торжественно называлась Венецианская республика, главным композитором которой он являлся. Революционер и реформатор от музыки, автор «Орфея» — самой ранней из популярных опер, Монтеверди прожил длинную жизнь даже по нынешним меркам. Он работал сначала в Мантуе, затем в Венеции, тяжело перенес утрату жены, после шестидесяти принял духовный сан и продолжал писать музыку до самой смерти, создав «Коронацию Поппеи» — свой главный оперный опус — за год до ухода.

Его упомянутый выше сборник, Selva morale e spiritualе, собрание противоречий. Он открывается мадригалами и канцонеттами, тексты которых, мягко говоря, далеки от любовной лирики («Триумф Смерти» Петрарки или стихотворения Аджело Грилло, монаха-бенедиктинца). В том же сборнике — семиголосная Gloria (часть мессы), где пение граничит с виртуозной колоратурой, настолько «концертная», что поделена на разделы, похожие на секционное членение поздних барочных месс. Театральность этой музыки легко объяснима: есть мнение, что она исполнялась во время церемониального действа в честь завершения очередной эпидемии чумы, выжегшей десятки тысяч людей в одной Венеции: процессия пересекала Большой Канал по составленным вместе лодкам, направляясь к вновь построенной церкви Санта-Мария Салюте. Но рядом с Gloria — четырехголосная месса в stile antico, отвечающая всем требованиям строгой ренессансной полифонии, без мозаичности и взвихренности «концертного стиля». Более того, эта месса может комбинироваться с Gloria и еще тремя отдельно стоящими «концертными» частями, словно причудливый полистилевой конструктор.

Дело в том, что Selva morale e spirituale — не единый цикл, и никогда не задумывался как таковой: эти «блуждания» — своеобразный каталог духовных и морализирующих произведений Монтеверди за тридцать лет работы в Венеции. Именно поэтому сочинения, объединенные под одной обложкой, могут исполняться в любой выборке и последовательности. При этом они расположены так, словно скомпонованы автором в полное церковное действо, скорее всего, воображаемое и никогда не звучавшее в таком виде.

На Дягилевском фестивале — 2016 это произведение Монтеверди прозвучит в исполнении французского ансамбля Le Poème Harmonique и пермского хора musicAeterna. Созданным в 1998 году Le Poème Harmonique руководит дирижер Венсан Дюместр, сферу творческих интересов которого составляет вокальный и инструментальный репертуар XVII — начала XVIII века. Ансамбль стремится возродить исполнительские техники времен барокко. А также, за счет взаимодействия с другими видами искусства, — сам дух куртуазной эпохи.

Хор musicAeterna, существующий с 2011 года, в своем репертуаре сочетает произведения разных стилей и эпох, а в исполнительстве отдает предпочтение аутентичной манере. Здесь каждый артист — солист, а все вместе под руководством хормейстера Виталия Полонского они достигают невероятной концентрации и абсолютной слаженности, так что «испытываешь потрясение от невесомого, бесплотного, бестелесного звучания» (Марина Гайкович, «Независимая газета»). 

Возрастная категория: 6+
Партнеры

При поддержке

Официальный партнер

Партнеры

Телефон: +7 (342) 212-42-53, 212-71-24

Пермь, Петропавловская, 25а

Визит в Пермь

Наверх