22 Мая / пн 19:00-20:30

Liederabend

Иоганнес Брамс, Густав Малер, Эдвард Григ, Морис Равель

Описание

Исполнители:
Пола Муррихи (меццо-сопрано)
Таня Блайх (фортепиано)

В программе:

Иоганнес Брамс
Народные песни (избранное)

Густав Малер
Песни из цикла «Волшебный рог мальчика»

Клод Дебюсси
«Песни Билитис» 

Эдвард Григ
«Шесть песен», op. 48

Ирландские народные песни

Liederabend (нем. — «песенный вечер») — так в эпоху романтизма называли вечерние концерты, на которых исполнялись вокальные произведения, объединенные общей идеей, автором текстов или музыки. 

В первой четверти XIX века немецкая песня — Lied, существовавшая и до этого, приобретает особенную важность, потому что безукоризненно попадает в эстетический «заказ» времени. Она дышит тем же воздухом, что немецкая романтическая поэзия, в ней есть простодушие и камерность, свойственные эпохе бидермейера, она транслирует живое, сокровенное чувство, и сочетает его поэтическую исключительность со скромностью формы. Из-за сжатости формы в песне всё — на вес золота, как в эпиграмме, и в нескольких минутах звучания может заключаться самое глубокое излияние, или рассказ о событии, или наблюдение без единой лишней черты.

На первый взгляд, что может быть проще: программа Liederabend’а — это отделение или два, которые нужно заполнить песнями. На самом деле, находясь на пересечении камерного концерта и моноспектакля, Liederabend невероятно сложно и тонко устроен. Тут очень важна роль пианиста: он — не аккомпаниатор, не фон для оперной звезды, но участвует в драматургии вечера наравне с вокалистом, а может быть — более активно: партия фортепиано в песнях — отдельный выразительный план, на который часто приходится основной груз смыслов, от звукописного «места действия» до контрапункта стихотворению.

Кроме того, Liederabend — концерт без эстрады, исполнители тут как на ладони, более обнажены, а значит, более уязвимы, не в силах укрыться физически — в гримерке — или образно — за маской персонажа оперы. Певец здесь одновременно и он сам, и лирический герой, причем градация, в которой две личности смешаются для слушателя в одну, очень тонка, и ее едва ли можно отрепетировать. Поэтому искусство Liederabend’а в чем-то сложнее и многомернее, чем опера: высказывание не локализовано в пределах сцены и персонажа, оно более абстрактно, а значит, более универсально. Например, произведение Франка Мартена «Имярек» (1943) задумывалось как опера по одноименной пьесе Гуго фон Гофмансталя, но превратилось в цикл из шести монологов о примирении со смертью. Концепция получает страшноватую, неудобную для слушателя актуальность, поскольку теперь она не про героя спектакля, а про каждого из сидящих в аудитории:«Jedermann» (оригинальное название пьесы) дословно означает «каждый человек».  

Возрастная категория: 16+ 

Партнеры

Генеральный партнер

Партнер

Информационный партнер

Телефон: +7 (342) 212-42-53, 212-71-24

Пермь, Петропавловская, 25а

Визит в Пермь

Наверх