ДК Солдатова

В программе:

Петр Чайковский (1840 – 1893)

«Франческа да Римини»,
симфоническая фантазия по Данте, op. 32 (1876)

Итальянское каприччио
на темы народных песен для оркестра, ор. 45 (1880)

«Ромео и Джульетта»,
увертюра-фантазия по Шекспиру, ТН 42 (1869 – 1880)

Оркестр musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис

12+

Симфонический вечер оркестра musicAeterna посвящен Италии в творчестве Чайковского. Самый космополитичный из русских композиторов XIX века, Чайковский всю жизнь активно путешествовал по Европе, успев трижды побывать на Апеннинском полуострове уже к 1880 году. Сам характер его дарования скорее «итальянский», чем «немецкий»: Чайковский ценит открытые эмоции и выразительность мелодии, насыщает абстрактные симфонические жанры театральным драматизмом, а успех у публики ценит выше, чем одобрение критиков. В программу концерта вошли три его опуса, связанные с Италией музыкально или сюжетно.

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» соседствует в творческой биографии Чайковского с «Лебединым озером» и «Евгением Онегиным» — все три сочинения объединяет тема обреченности любви. Замысел «Франчески» возник у композитора по пути в Байрейт на премьеру «Кольца нибелунга»; позже Чайковский соглашался с мнением критиков о влиянии Вагнера на свою партитуру. В истории Паоло и Франчески композитора интересует прежде всего ее драматический потенциал. Чайковский не склонен к отвлеченным поискам звукового колорита, он эмоционально вовлечен в избранный сюжет, подчеркивая в нем остроту конфликта и глубину чувств персонажей. Сен-Санс ставил «Франческу» в музыкальном отношении выше «Данте-симфонии» Листа, а виолончелист Карл Давыдов, которому автор позже посвятит Итальянское каприччио, называл фантазию «величайшим произведением нашего времени».

В декабре 1879 года Чайковский оказался в Риме в период карнавала и под впечатлением от увиденного задумал сочинить «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Несколько месяцев спустя партитура Итальянского каприччио была готова. Она действительно во многом наследует испанскому диптиху Глинки — от деталей формы и оркестровки до общего подхода к «национальному» как к развлекательной экзотике. Чайковский в Каприччио смотрит на Средиземноморье взглядом туриста: это райская земля, где нет печалей, борьбы и драм, а звуки лучатся радостью, светом и безмятежностью. «Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости», — резюмировал после премьеры один из рецензентов.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — единственное крупное симфоническое сочинение Чайковского, не имеющее опусного номера. Чайковский мог считать увертюру не в полном смысле своим сочинением - поскольку роль Балакирева в ее создании, по сути, балансирует на грани соавторства. Именно Балакирев (которому увертюра и посвящена) предложил Чайковскому сюжет, тональный план, основные образы и даже конкретные изобразительные решения («свирепое Allegro с сабельными ударами»), а его критика заставила Чайковского сочинять заново целые отсеки формы, от интродукции до заключения. В «Ромео и Джульетте» Чайковский впервые нашел свою личную формулу симфонической драмы: фатальные образы рока, заостренные контрасты, эмоциональные волны, изолированная и отрешенная от окружающих бурь лирика, трагическая развязка конфликта и двусмысленный триумф. А также в первый раз в жизни взошел к вершине мелодической выразительности — в знаменитой теме любви, которую Римский-Корсаков позже признал «одной из лучших тем всей русской музыки».
билеты подробнее

ДК Солдатова

В программе:

Петр Чайковский (1840 – 1893)

«Франческа да Римини»,
симфоническая фантазия по Данте, op. 32 (1876)

Итальянское каприччио
на темы народных песен для оркестра, ор. 45 (1880)

«Ромео и Джульетта»,
увертюра-фантазия по Шекспиру, ТН 42 (1869 – 1880)

Оркестр musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис



12+

Симфонический вечер оркестра musicAeterna посвящен Италии в творчестве Чайковского. Самый космополитичный из русских композиторов XIX века, Чайковский всю жизнь активно путешествовал по Европе, успев трижды побывать на Апеннинском полуострове уже к 1880 году. Сам характер его дарования скорее «итальянский», чем «немецкий»: Чайковский ценит открытые эмоции и выразительность мелодии, насыщает абстрактные симфонические жанры театральным драматизмом, а успех у публики ценит выше, чем одобрение критиков. В программу концерта вошли три его опуса, связанные с Италией музыкально или сюжетно.

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» соседствует в творческой биографии Чайковского с «Лебединым озером» и «Евгением Онегиным» — все три сочинения объединяет тема обреченности любви. Замысел «Франчески» возник у композитора по пути в Байрейт на премьеру «Кольца нибелунга»; позже Чайковский соглашался с мнением критиков о влиянии Вагнера на свою партитуру. В истории Паоло и Франчески композитора интересует прежде всего ее драматический потенциал. Чайковский не склонен к отвлеченным поискам звукового колорита, он эмоционально вовлечен в избранный сюжет, подчеркивая в нем остроту конфликта и глубину чувств персонажей. Сен-Санс ставил «Франческу» в музыкальном отношении выше «Данте-симфонии» Листа, а виолончелист Карл Давыдов, которому автор позже посвятит Итальянское каприччио, называл фантазию «величайшим произведением нашего времени». 

В декабре 1879 года Чайковский оказался в Риме в период карнавала и под впечатлением от увиденного задумал сочинить «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Несколько месяцев спустя партитура Итальянского каприччио была готова. Она действительно во многом наследует испанскому диптиху Глинки — от деталей формы и оркестровки до общего подхода к «национальному» как к развлекательной экзотике. Чайковский в Каприччио смотрит на Средиземноморье взглядом туриста: это райская земля, где нет печалей, борьбы и драм, а звуки лучатся радостью, светом и безмятежностью. «Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости», — резюмировал после премьеры один из рецензентов.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — единственное крупное симфоническое сочинение Чайковского, не имеющее опусного номера. Чайковский мог считать увертюру не в полном смысле своим сочинением - поскольку роль Балакирева в ее создании, по сути, балансирует на грани соавторства. Именно Балакирев (которому увертюра и посвящена) предложил Чайковскому сюжет, тональный план, основные образы и даже конкретные изобразительные решения («свирепое Allegro с сабельными ударами»), а его критика заставила Чайковского сочинять заново целые отсеки формы, от интродукции до заключения. В «Ромео и Джульетте» Чайковский впервые нашел свою личную формулу симфонической драмы: фатальные образы рока, заостренные контрасты, эмоциональные волны, изолированная и отрешенная от окружающих бурь лирика, трагическая развязка конфликта и двусмысленный триумф. А также в первый раз в жизни взошел к вершине мелодической выразительности — в знаменитой теме любви, которую Римский-Корсаков позже признал «одной из лучших тем всей русской музыки».

купить билет подробнее

Пермская художественная галерея

В программе:

Концерт-энигма. Программа будет объявлена после окончания концерта.

Продолжительность 40 минут

18+

Хор musicAeterna под управлением Виталия Полонского исполнит западноевропейскую музыку XVI-XXI веков для хора a capella.

Ночные концерты-энигмы в Пермской художественной галерее — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Под куполом галереи, в окружении пермских богов — уникальных деревянных скульптур — звучит музыка: какая именно — становится известно лишь после завершения программы. За это время полумрак в зале постепенно уступает место свету, и сразу после концерта зрители могут выйти на берег Камы, чтобы встретить восход.
все билеты проданы подробнее

Дворец культуры им. Солдатова

В программе:

1 отделение
 
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Увертюра к оратории «Мессия», HWV 56 (1741)
 
Comfort ye, comfort ye my people («Утешайте народ мой»), ария из оратории «Мессия» Солист: Сергей Годин
 
Every valley shall be exalted («Всякий дол да наполнится»), ария из оратории «Мессия»
Солист: Сергей Годин
 
But who may abide the day of His coming («И кто выдержит день пришествия Его»), ария из оратории «Мессия»
Солист: Дмитрий Синьковский
 
No, piu sotfrir non voglio («Нет, больше страдать не хочу»), ария Лизауры из оперы «Александр», HWV 21 (1726)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Антонио Кальдара (1670-1736)
Come raggio di sole («Как солнца ясный луч»), ария из оперы «Постоянство в любви побеждает обман» (1710)
Солист: Константин Сучков
 
Риккардо Броски (1698-1756)
Qual guerriero in campo armato («Подобно воину на поле боя»), ария Дария из оперы «Идасп» (1730)
Солистка: Яна Дьякова
 
Антонио Вивальди (1678-1741)
Концерт для скрипки, органа, струнных и basso continuo ре минор, RV541
Allegro
Grave
Allegro
Солисты:
Кристина Траулько, скрипка
Федор Строганов, клавесин и орган
 
Георг Фридрих Гендель
Piangi pur («Плачь, если хочешь»), ария Араспа из оперы «Птолемей», HWV 25 (1728)
Солист: Константин Сучков
 
Ah! Think what ills (Ах, подумайте, какие беды»), ария Иолы из оратории «Геракл», HWV 60 (1745)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Where shall I fly? («Куда мне полететь?»), ария Деяниры из оратории «Геракл»
Солистка: Яна Дьякова
 
Dove sei, amato bene? («Где ты, моя возлюбленная?»), ария Бертарида из оперы «Роделинда, королева лангобардов», HWV 19 (1725)
Солист: Дмитрий Синьковский
 
2 отделение
 
Георг Фридрих Гендель
È un folle, è un vile affetto («Безумная, презренная страсть»), ария Оронте из оперы «Альцина», HWV 34 (1735)
Солист: Сергей Годин
 
Credele al mio dolore («Поверьте мне, что я страдаю»), ария Морганы из оперы «Альцина» Солистка: Диляра Идрисова
 
Un momento di contento («Мгновение счастья»), ария Оронте из оперы «Альцина»
Солист: Сергей Годин
 
Франческо Дуранте (1684-1755)
Vergin, tutt'amor («Дева чистая, исполненная любви»), вокализ № 128 из сборника Solfeges d'Italie (1772), с текстом и basso continuo опубликован в Echos d'Italie, vol.6 (1874)
Солист: Константин Сучков
 
Джованни Баттиста Перголези (1710-1736)
Splenda per voi sereno («Сияю для Вас безмятежно»), ария Сабины из оперы «Адриан в Сирии», P.140 (1734)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Антонио Вивальди
Концерт для двух скрипок, виолончели и струнных ре минор, op. 3, № 11 из сборника L’estro armonico («Гармоническое вдохновение»), RV 565 (1711)
Allegro
Adagio e spiccato
Allegro (fuga)
Largo e spiccato
Allegro
Солисты:
Кристина Траулько, скрипка
Игорь Бобович, виолончель
 
Armatae face et anguibus («О, Фурии, явитесь к нам!»), ария Вагуса из оратории «Торжествующая Юдифь», RV 644 (1716)
Солистка: Яна Дьякова
 
Se il cor guerriero («Если твое воинственное сердце»), ария Тито из оперы «Тито Манлио», RV 778 (1719)
Солист: Константин Сучков
 
Agitata da due venti («Гонима двумя ветрами»), ария Констанцы из оперы «Гризельда», RV 718 (1735)
Солистка: Яна Дьякова

оркестр La Voce Strumentale
дирижер Дмитрий Синьковский

солисты:
Дмитрий Синьковский, контратенор
Диляра Идрисова, сопрано
Яна Дьякова, меццо-сопрано
Сергей Годин, тенор
Константин Сучков, баритон

Кристина Траулько, скрипка
Игорь Бобович, виолончель
Федор Строганов, клавесин

Продолжительность 120 минут

12+

«Барокко-гала» не пытается охватить в одном вечере полуторавековую эпоху целиком. Программа концерта предлагает нам один, но крайне важный ракурс: взгляд на итальянскую ветвь Высокого барокко и два главных ее достижения — оперу-сериа и инструментальный концертный стиль.

Гендель — немец, большую часть жизни проведший в Англии — является вместе с тем одним из главных представителей итальянского стиля, и закономерно занимает в программе вечера центральное место. Арии из его опер написаны в триумфальный лондонский период, когда в спектаклях возглавляемой Генделем Королевской академии музыки пело суперзвездное трио — кастрат Сенезино, Франческа Куццони и Фаустина Бордони. Их сменяют арии из англоязычных ораторий, написанных позже, когда итальянская опера в Англии вышла из моды и на пару веков была предана забвению. Ее стиль и методы продолжили жить в новом облике — в арии Деяниры из оратории "Геракл" Гендель трансформирует форму da capo в драматическую сцену и предвосхищает сцены сумасшествия из опер бельканто XIX века.

Перу Антонио Вивальди, кроме арий, принадлежат также единственные в программе чисто инструментальные сочинения. Среди них концерт из сборника L'estro armonico — возможно, самой влиятельной коллекции инструментальной музыки в XVIII веке. А рядом с ними — арии композиторов «второго ряда», чья музыка, на самом деле, ничуть не слабее музыки признанных звезд: ее гармонические эксперименты не менее смелы, вокальные партии не менее головоломны, а оркестр звучит с такой же лирической или гневной силой. Итальянская музыка пряма и чувственна, она сопротивляется дистанцированному слушанию и неумолимо втягивает нас в свою эмоциональную орбиту. Возможно, здесь и скрыт секрет ее популярности, не ослабевающей даже сейчас, 300 лет спустя.
купить билет подробнее

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Вокальный ансамбль musicAeterna4
при участии 
Йоргоса Калудиса, классическая критская лира
Come Again…Sweet Love | «Приди вновь… сладчайшая любовь»


Kyrie Eleison. Хильдегард фон Бинген (1098–1179)

O Virtus Sapientiae. Хильдегард фон Бинген, аранжировка для ансамбля a capella Черил Линн Хелм (р. 1957)

Belial vocatur, мотет. Аноним. Codex Las Huelgas (Испания, XIII-XIV вв.)

Stella splendens, виреле. Аноним. Ell Llibre Vermell de Montserrat (Каталония, XIII–XIV вв.)

Quand je bois du vin clairet, турдион (танец). Аноним. Сборник Пьера Аттеньяна 
«9 basses dances, 2 branles, 25 Pavennes, avec 15 Gaillardes» (Париж, 1530)

Pastyme With Good Companye, баллада. Генрих VIII (1491–1547)

Greensleeves, народная баллада (Лондон, 1580-1584)

Belle qui tiens ma vie, павана на 4 голоса. Туано Арбо (1520–1595)

Quant en moy / Amour et biauté parfaite / Amara valde, изоритмический мотет. Гийом де Машо (1300–1377)

Come Again, Sweet Love doth Now Invite, песня. Джон Доуленд (1562–1625) 

Célébrons sans cesse, канон. Орландо ди Лассо (1532–1594)

Plus belle que flor est / Quant revient / L'autrier joer / Flos filius eius, мотет. Аноним. Codex Montpellier (Франция, XIII в.)

Je ne cuit pas, баллада. Гийом де Машо 

Plus dure qu'un dyamant, баллада. Гийом де Машо 

Tant que vivray, шансон. Клоден де Сермизи (ок. 1490–1562)

If Ye Love Me, антем. Томас Таллис (ок. 1505–1585)

Iam nubes dissolvitur / Iam novum sidus oritur, двойной мотет. Аноним. Codex Las Huelgas (Испания, XIII-XIV вв.)

Продолжительность 90 минут

18+

На Дягилевском фестивале-2023 вокальный ансамбль musicAeterna4 при участии греческого инструменталиста, мастера игры на критской классической лире Йоргоса Калудиса представляет новую программу западноевропейской музыки средних веков и возрождения. Ее название, взятое из песни великого английского композитора Джона Доуленда Come Again…Sweet Love («Приди вновь… сладчайшая любовь») изящно намекает не только на основную тему программы — любовь земную как отражение любви небесной, — но и на ее кольцевую структуру.

Цикл песнопений открывается самыми ранними западноевропейскими гимнами, чье авторство нам известно: это Kyrie Eleison и O Virtus Sapientiae святой Хильдегарды Бингенской – визионерки, писательницы, необыкновенно самостоятельного композитора и деятельной аббатиссы XII века. Другие раннеполифонические средневековые произведения анонимны: сам институт авторства был не нужен монахам-«музикусам», соединявшим новые мотивы, тексты и ритмы со старыми, известными григорианскими хоралами или народными мелодиями. Их мотеты и виреле мы знаем по названиям кодексов — манускриптов, в которых они были записаны. Духовное и светское в их произведениях нередко смешивались буквально, по вертикали (когда три-четыре голоса одновременно распевали три-четыре разных текста, включавших и духовные гимны на латыни, и любовные песенки на национальных языках).

Полифонические и одноголосные сочинения самого крупного известного средневекового автора — поэта и композитора XIV века Гийома де Машо — служат своего рода мостом к новой эпохе, когда музыкальные произведения стало принято подписывать именем сочинителя. Впрочем, опусы «народного» происхождения – популярные песни и танцы, как прославленная английская баллада Greensleeves или французский турдион Quand je bois du vin clairet — по-прежнему хранили анонимность и допускали публикации множества тексто-музыкальных вариантов. С опусами Джона Доуленда, Томаса Таллиса, Орландо ди Лассо или Клодена де Сермизи, опубликованными в сборниках или передававшимися в рукописных в списках, такие вольности были уже непозволительны.

Дойдя до вершин ренессансной полифонии, концертная программа musicAeterna4 делает поворот назад — к Гийому де Машо и анонимной музыке XIII века, словно бы говоря: «Приди вновь…». Так в центре внимания исполнителей и в памяти слушателей закрепится средневековая звуковая стихия, поддержанная терпким тембром классической критской лиры в руках Йоргоса Калудиса.

musicAeterna4 — вокальный ансамбль a cappella — создан в 2012 году артистками хора musicAeterna, владеющими не только академической, но и эстрадно-джазовой вокальной техникой. Основу репертуара составляют авторские аранжировки национальных песен (русских, цыганских, греческих, татарских, испанских и др.), произведения современных композиторов, переложения джазовых и блюзовых композиций из бродвейских мюзиклов, саундтреков к кинофильмам.

Йоргос Калудис – виолончелист, исполнитель на классической критской лире, импровизатор, композитор. Как исполнитель на классической критской лире выпустил семь альбомов, выступал с сольными концертами в афинском зале «Мегарон», на фестивалях старинной, академической и джазовой музыки в разных странах Европы и в России, сотрудничал с такими коллективами как Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга и камерный хор Lage Artis (Санкт-Петербург), Королевский национальный оркестр Шотландии, Кипрский симфонический оркестр, Национальный оркестр Салоников. В настоящее время работает над исследовательским проектом «Публикация методики преподавания игры на классической критской лире и применение современных технологий в исполнительских интерпретациях» на базе Университета Крита. Среди его творческих партнеров – меццо-сопрано Ирини Циракидис, пианистка Димитра Коккинопулу, актриса античной драмы София Хилл, а также трио Thesis и вокальный ансамбль musicAeterna4.
все билеты проданы подробнее

Частная филармония «Триумф»

этно-джазовое трио Jazzayris (Алжир/Россия) 
Проект musicAeterna Folk

18+

Jazzayris – это музыкальный проект, в котором звучат несколько музыкальных стилей Северной Африки, основанных на богатстве алжирской традиционной музыки и ее различных стилей – от Алжира до Орана через Мостаганем и Адрар. Газаров — московский перкуссионист, многолетний соратник Леонида Агутина, адепт world music и латиноамериканских джазовых стилей. Руазми играет на саксофоне, ударных, гитаре и гембри — магрибской басовой лютне. Беналиуа играет на мандолине, скрипке и кануне — арабской цитре, чье происхождение уходит в глубь веков, к Древней Греции и Месопотамии. Последние выступают в качестве послов своей страны. Их проект призван пробудить воспоминания о древних мифах Алжира, выраженных в бесчисленных историях счастья и горя, радости и страстей.

musicAeterna Folk – проект, в котором принимают участие профессиональные исследователи и исполнители русского фольклора со всей России.  Участники проекта занимаются изучением нематериального наследия и традиций русской культуры, расшифровкой редких песен, владеют мастерством исполнения виртуозных песенных традиций, таких как традиции молокан Кочубеевской общины и казаков-некрасовцев, деревни Шардонемь Пинежского района Архангельской области, села Завгороднее Бакалейского района и села Фощевато Белгородской области.

*в программе возможны изменения

купить билет подробнее

Пермская художественная галерея

исполнители:
Яна Щёголева, скрипка
Андрей Росцик, скрипка
Евгений Щёголев, альт
Владимир Словачевский, виолончель

Продолжительность 30 минут

18+

Ночные концерты-энигмы в Пермской художественной галерее — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Под куполом галереи, в окружении пермских богов — уникальных деревянных скульптур — звучит музыка: какая именно — становится известно лишь после завершения программы. За это время полумрак в зале постепенно уступает место свету, и сразу после концерта зрители могут выйти на берег Камы, чтобы встретить восход.
все билеты проданы подробнее

Дворец культуры им. Солдатова

В программе:

Алексей Ретинский (р. 1986)
«У воды нет волос», увертюра к увертюре из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» (2023, российская премьера)

Рихард Вагнер (1813–1883)
«Вступление и Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» (1857 – 1859)
Вступление к опере «Лоэнгрин» (1845 – 1848)
Увертюра к опере «Тангейзер» (1843 – 1845)

Вступление к опере «Парсифаль» (1882)
«Путешествие Зигфрида по Рейну» из оперы «Гибель богов» (1871 – 1874)

Оркестр musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис

*в программе возможны изменения


12+

Рихард Вагнер — один из самых влиятельных композиторов в истории музыки, культурный герой, миф и символ, чье творчество и взгляды до сих пор являются предметом фанатичных дебатов. Оркестровая музыка принадлежит к бесспорным его творческим достижениям: техническое совершенство и выразительность его инструментовки признавали даже скептически настроенные критики. Вагнер — реформатор искусства оркестровки, а также родоначальник дирижерской практики в ее современном виде.

Существенное место в его симфоническом наследии занимают оперные увертюры. В традиционный жанр вступления к опере Вагнер привносит новые идеи, сложившиеся в программных симфонических поэмах Новой немецкой школы. Вагнеровская увертюра неотделима от оперы, которой она предшествует, не только из-за тематических связей. Предвосхищая драму, она иллюстрирует не внешние ее события, а ключевые философские проблемы, стоящие за сюжетом: конфликт плотской и духовной любви в «Тангейзере», пессимизм и вечно неутолимое любовное томление в «Тристане», излияние небесной благодати в мир в «Лоэнгрине» и т.д. Вошедшие в программу концерта увертюры образуют своего рода конспект зрелого творчества Вагнера, краткий дайджест немецкого героического эпоса, который композитор разрабатывал всю жизнь, заимствуя мотивы из рыцарских романов, средневековых легенд, античных мифов и исторических хроник.

Вступление к «Тристану и Изольде» предваряется новым сочинением Алексея Ретинского, написанным в уникальном жанре «увертюры к увертюре». Ретинского сближают с Вагнером внимание к оркестровому колориту и мифологичность артистического мышления. Название его композиции – «У воды нет волос» –  отсылает зрителя к романтическому и символистскому кругу образов, от вагнеровских рейнских русалок до Мелизанды Дебюсси-Метерлинка.

все билеты проданы подробнее

Пермская художественная галерея

В программе:

Концерт-энигма. Программа будет объявлена после окончания концерта.

Исполнители:
Мария Стратонович, скрипка
Айсылу Сайфуллина, скрипка
Динара Муратова, альт
Евгений Румянцев, виолончель

18+

Ночные концерты-энигмы в Пермской художественной галерее — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Под куполом галереи, в окружении пермских богов — уникальных деревянных скульптур — звучит музыка: какая именно — становится известно лишь после завершения программы. За это время полумрак в зале постепенно уступает место свету, и сразу после концерта зрители могут выйти на берег Камы, чтобы встретить восход.
все билеты проданы подробнее

Пермская художественная галерея

В программе:

Концерт-энигма. Программа будет объявлена после окончания концерта.

Тая Кёниг-Тарасевич, барочная флейта
Владислав Песин, скрипка
Ольга Артюгина, скрипка
Карлос Наварро, контрабас
Константин Щеников-Архаров, лютня

18+

Ночные концерты-энигмы в Пермской художественной галерее — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Под куполом галереи, в окружении пермских богов — уникальных деревянных скульптур — звучит музыка: какая именно — становится известно лишь после завершения программы. За это время полумрак в зале постепенно уступает место свету, и сразу после концерта зрители могут выйти на берег Камы, чтобы встретить восход.
все билеты проданы подробнее

Пермская художественная галерея

APTERA: концерт Йоргоса Калудиса (Греция)

Продолжительность 40 минут

18+

Концерт-энигма. Программа будет объявлена после окончания концерта.
все билеты проданы подробнее

Завод Шпагина, литера Д1

В программе:

ОСЕНЬ

Антонио Вивальди (1678–1741)
«Времена года», ор. 8 (1720). «Осень», концерт № 3 фа мажор, RV 293: III. Allegro 

«О первых поселенцах пермского края», народное предание

Ней Розауро (р. 1952)
Концерт для маримбы и струнного оркестра № 1, ор. 12 (1986): I. Saudação |

«Приветствие»

Игра «Протяжная» на свистунах

«Астролом и овцы», устный рассказ

Эдисон Денисов (1929–1996)
«Черные облака» для вибрафона соло (1984)

ЗИМА

Антонио Вивальди
«Времена года», ор. 8. «Зима», концерт № 4 фа минор, RV 297: I. Allegro non molto

«О толковании снов», народный сонник

Петр Главатских (р. 1979)
«Зима», соло для барабана сурдo

Ней Розауро
Концерт для маримбы и струнного оркестра № 1, ор. 12: II. Lamento | «Плач» 

Наигрыш «Батюшка» на кугиклах 

ВЕСНА

Антонио Вивальди
«Времена года», ор. 8. «Весна», концерт № 1 ми мажор, RV 269: II. Largo e pianissimo sempre

Ней Розауро
Концерт для маримбы и струнного оркестра № 1, ор. 12: III. Dança | «Танец» 

«Вылетел кулик», русская народная песня

Петр Главатских
«Весна», соло для барабанов бонго и сурдо

ЛЕТО

Игра «Урейе-у» на зорках

«Светящаяся травка», народная быличка

«Овдя и пиканы», народная сказка

Игра на пэлянах 

«Отчего гром бывает», народная легенда

Антонио Вивальди
«Времена года», ор. 8. «Лето», концерт № 2 соль минор, RV 315: III. Presto

Петр Главатских
«Лето» для семантрона соло

Ней Розауро
Концерт для маримбы и струнного оркестра № 1, ор. 12: IV. Despedida |

«Прощание» 

Продолжительность 95 минут

Исполнители:
Петр Главатских, перкуссия
Творческое объединение «Репей» (Москва), художественный руководитель Марина Крюкова
Камерный оркестр Rosarium Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории, художественный руководитель Марина Катаржнова

12+

Участник Дягилевских фестивалей прошлых лет, мультиперкуссионист Петр Главатских представляет проект «Времена 300», посвященный сразу двум годовщинам: трехсотлетию со дня основания Перми и трехсотлетию со времени создания «Времен года» Антонио Вивальди – цикла инструментальных концертов, ставшего лицом старинной музыки.

Концепция вечера выстроена вокруг идеи времени. Бесконечная циклическая смена времен года отражается здесь в музыке разных эпох. Традиционный пермский фольклор стоит в программе концерта рядом с барочными и современными сочинениями, придавая происходящему историческую и культурную перспективу. Фрагменты из «Времен года» Вивальди вступают в диалог с перкуссионным концертом конца XX века: Концерт для маримбы бразильского композитора Нея Розауро  за полвека с момента создания был исполнен по всему миру несколько тысяч раз и, по-видимому, может считаться одним из самых популярных перкуссионных сочинений в истории. Основой для музыки концерта служат латиноамериканские ритмы - таким же фундаментом для концертного стиля Вивальди были венецианские ритмы его времени. Программу дополняют сольные сочинения для перкуссии: «Черные облака» для вибрафона классика советского авангарда Эдисона Денисова и прелюдии самого Петра Главатских, посвященные весне, осени и зиме.

Кроме солиста в концерте участвуют Камерный оркестр Rosarium и творческое объединение «Репей».

Rosarium – коллектив, сосредоточенный на аутентичном исполнении музыки XVIII века. Он является частью факультета исторического и современного исполнительства Московской государственной консерватории с момента образования факультета в 1997 году, а в прошлом году уже представлял на Дягилевском фестивале программу из сочинений Баха и Телемана.

Ансамбль «Репей» изучает традиционную музыкальную культуру и изобретает формы ее представления в урбанистической среде. Солистки ансамбля владеют южнорусским стилем пения, редкими вокально-инструментальными техниками на многоствольных флейтах Пана: пэлянах, зорках, кугиклах и одноствольных флейтах: свистунах. Все флейты ансамбля сделаны участницами из гигантских зонтичных и злаковых трав. В концерт будет включен фольклорный материал, собранный в экспедициях по Пермскому краю и Югу России.
купить билет подробнее

Частная филармония «Триумф»

В программе:

Алексей Сысоев (р. 1972)
Mon aimée, ma belle Irène для баритона и ансамбля на текст Бориса Вильде из «Дневника и писем из тюрьмы» (2018)

Андреас Мустукис (р. 1971)
L' Adieu для сопрано, ударных, электропиано и электроники на тексты Гийома Аполлинера (2023) Мировая премьера

Владимир Раннев (р. 1970)
«Вот такая любовь» для голоса, ансамбля и интерактивной электроники на анонимный текст из сборника «Рукописный девичий рассказ» социолога Сергея Борисова (2014)

Исполнители:
Константин Ефимов, флейта
Олег Танцов, кларнет
Михаил Дубов, фортепиано
Евгений Субботин, скрипка
Ольга Демина, виолончель
Тимофей Калашник, ударные
Андрей Винницкий, ударные

Солисты:
Владимир Красов, голос
Арина Зверева, голос
Ольга Россини, голос

Продолжительность 60 минут

18+

Фестивальная программа Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) – это небольшой обзор способов работы современных композиторов с вербальным текстом. В фокусе внимания ансамбля – разные тактики взаимодействия текста, солиста и музыкантов-инструменталистов, а также разные типы текстов, положенных на музыку в сочинениях ведущих авторов поколения 50-летних. Три произведения, исполняемые МАСМ, складываются в парадоксальное повествование о любви и смерти. В нем «высокие» и «низкие» жанры имеют равное право голоса, напряжение смягчается иронией, а китч оборачивается трепетной лирикой.

Алексей Сысоев – московский композитор-радикалист с бэкграундом джазового пианиста, вкусом к экспериментальной электронике и неакадемическому вокалу – предстает автором сочинения 2018 года, в котором баритон и инструментальный ансамбль исполняют традиционные солирующую и аккомпанирующую роли. Нетрадиционен здесь текст. Mon aimée, ma belle Irène – это полный текст предсмертного письма русского поэта и этнографа, участника французского Сопротивления Бориса Вильде из немецкой тюрьмы, в котором ожидание расстрела осмысляется из перспективы вечности и любви: «Смерть для меня, это осуществление Великой Любви, вхождение в подлинную реальность».

Цикл кипрского композитора, резидента musicAeterna Андреаса Мустукиса на слова Гийома Аполлинера «одевает» в неакадемическую электронно-перкуссионную звуковую оболочку классические стихи об осени французского авангардиста, анархиста, эстета и основателя сюрреализма: «Лист \ Облетает \ Поезд \ Версты считает \ Жизнь \ Тает».

В сочинении известного российско-немецкого композитора, участника группы «СоМа» Владимира Раннева «Вот такая любовь» (2014) анонимный текст из сборника «Рукописный девичий рассказ» социолога Сергея Борисова появляется на видеоэкране, в то время как солистка лишь вздыхает вместе с инструментальным ансамблем в такт бегущим строкам, «перепевающим» мотивы Ромео и Джульетты на новый лад: «Виктор упал на колени. Он бился, целовал портрет Лены, но этого было мало, во имя любви он достал яд и выпил его. “Прости, Лена, прости за мою небрежность, прости за мою неполную любовь, Лена! Я умираю во имя тебя…”».
купить билет подробнее

Дом Дягилева

В программе:

Концерт-спектакль

Игорь Стравинский (1882 – 1971)
«История солдата»
сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая
Либретто Шарля Фердинанда Рамю (1918)

Чтецы – артисты БДТ им. Г. А. Товстоногова:
Варвара Павлова
Виктор Бугаков

Музыканты – солисты оркестра musicAeterna:
Данила Лукьянов, кларнет
Олжас Аширматов, фагот
Никита Истомин, труба
Жерар Костес, тромбон
Вадим Тейфиков, скрипка 
Карлос Наварро, контрабас
Дмитрий Клеменок, ударные

Дирижер Дмитрий Бородин

Продолжительность 75 минут

18+

«История солдата» Игоря Стравинского — образец синтетического театрально-музыкального произведения в камерном жанре. Семь инструменталистов, чтецы и танцоры, присутствие которых сам Стравинский полагал необязательным, должны находиться на одной маленькой сцене в постоянном взаимодействии, при этом, каждый — строго в рамках своего вида искусства.

С музыкальной точки зрения «История солдата» находится на полпути от русского стиля трех больших балетов Игоря Стравинского («Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная») к его неоклассическим шедеврам 1920-х годов. Параллельно с «Историей солдата» Стравинский занимался «Свадебкой», и фольклорные интонации этого великого балета слышны не только в скрипичных соло Солдата — они пронизывают всю партитуру. Между тем, русский сюжет-коллаж из сказок о солдате и чёрте из сборника А. Н. Афанасьева послужил основой для вполне интернационального музыкального коллажа. Стравинский иронически кивает то на американский регтайм, то на французский вальс, пародирует то испанский пасодобль, то условно баховский хорал, а отсылки к военно-духовой музыке XIX века связывают «Историю солдата» с оперой «Мавра» — поклоном композитора в сторону «Золотого века» русской литературы и музыки.

Варвара Павлова — артистка БДТ им. Г. А. Товстоногова с 2004 года. Лауреат премии «Золотой софит» за роль Шарлотты в спектакле Люка Персеваля «Милосердная земля», лауреат премии «Золотая маска» в номинации «актерский ансамбль» в спектакле «Пьяные» Андрея Могучего
Виктор Бугаков — артист БДТ им. Г. А. Товстоногова с 2018 года. Участвовал в создании и организации театра ЦЕХЪ, в котором подвизается с 2013 года как актер и режиссер. Снимается в кино. В 2021 году выступил автором инсценировки рассказа А. П. Чехова «Душечка» для спектакля Театра-Фестиваля «Балтийский дом» (режиссер — Александра Мамкаева).
купить билет подробнее

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Игорь Стравинский (1882–1971)
«Пять пальцев», восемь очень легких пьес на пяти нотах для фортепиано, K 037 (1921)
 
Ференц Лист (1811–1886)
Фортепианная транскрипция cимфонии № 4 Людвига ван Бетховена, S. 464/4 (1863–64)
 
Игорь Стравинский
Балет «Жар-птица» (1910) в авторском переложении для фортепиано

Продолжительность 90 минут, с антрактом

6+

Алексей Зуев — пианист, гибко сочетающий в своем творчестве традиции русской и европейской исполнительских школ. Его карьера разворачивается в основном в альпийской Европе: он концертирует в Австрии, Швейцарии, Италии, Германии и Люксембурге, а его выступления в России проходят в рамках Московского Пасхального фестиваля, Дягилевского фестиваля и других крупных музыкальных форумов.

Программа концерта — это краткая история представления о рояле как "короле инструментов", способном соревноваться с оркестром в выразительности и масштабе звучания. Одним из первых и наиболее значительных пропагандистов этой идеи был Ференц Лист. Симфонии Бетховена в его транскрипции для фортепиано стали в своем роде манифестом, гимном безграничным возможностям инструмента.

«Жар-птица» Стравинского написана в период, когда в области симфонического колорита композиторы достигли вершины роскоши и изящества. Переложение балета лишает музыку изрядной части красочного оркестрового флера, выводит слушателя из романтического транса и предлагает ему более отстраненный и ясный взгляд на вещи. В фортепианной версии структура сочинения яснее, ритмы четче, а стилистические заимствования у коллег (от кучкистов до Скрябина и Дебюсси) более наглядны.

«Пять пальцев», сочиненные в 1921 году — важный опус, несмотря на скромные размеры. От его декларативной прозрачности и звуковой аскезы один шаг до будущего неоклассицизма. Рояль, возможно, впервые оказывается равен здесь сам себе и больше не пытается никому подражать. Век соперничества с оркестром остается позади.
купить билет подробнее

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Павел Хаас (1899–1944)
Струнный квартет № 3, ор.15 (1938)
 
Ганс Краса (1899–1944)
Струнный квартет, ор. 2 (1921)
 
Гидеон Кляйн (1919–1945)
Партита для струнных (Трио для скрипки, альта и виолончели (1944), реконструкция и инструментовка Войцеха Саудека)
 
Эрвин Шульхоф (1894–1942)
Пять пьес для струнного квартета (1923)

Исполнители:
Кристина Траулько, скрипка
Мария Балабух, скрипка
Мария Евдокимова, альт
Анна Прохорова, виолончель

Продолжительность 100 минут, с антрактом

12+

В программу квартета солистов оркестра La Voce Strumentale вошла музыка чешских композиторов, погибших в концентрационных лагерях Второй мировой. До войны Павел Хаас, Ханс Краса, Гидеон Кляйн и Эрвин Шульхоф строили успешные музыкальные карьеры. После немецкой оккупации Чехии всех их ждала общая судьба. Как лицам еврейского происхождения им было запрещено работать, а их сочинения больше не допускались на концертную эстраду. Музыку Шульхофа нацисты еще в 30-е объявили «дегенеративной». В 1941 году он подал прошение о советском гражданстве и получил его, но был арестован прежде, чем смог выехать, и через год умер в тюрьме от туберкулеза. В 1944 году Хаас и Краса были убиты в концлагере Аушвиц. Кляйн погиб в январе 1945 года при ликвидации лагеря Фюрстенгрубе.

Третий струнный квартет Хааса завершен в 1938 году: к субъективной и эмоциональной лирике в нем примешивается тревожная, неспокойная нервозность. Струнный квартет Красы написан в 1921 году: это остро личное высказывание, в котором влияние поздних романтиков сочетается с интересом к массовой коммерческой музыке, черным юмором и парадоксальной монтажностью в духе Веймарской республики. Партита для струнных 1944 года — последнее сочинение Кляйна: через две недели после завершения, в возрасте 25 лет он был отправлен в Аушвиц. Пять пьес для струнного квартета Шульхофа 1923 года — короткие и технически изощренные упражнения в пародийной дансантности, почтенный барочный жанр танцевальной сюиты, отраженный в ироническом зеркале.
купить билет подробнее

Дом Дягилева

В программе:

Йоргос Калудис (Греция)
классическая критская лира, вокал, транскрипции 
LA RÊVEUSE: старинная музыка на классической критской лире


Гвидо д’Ареццо (ок. 990 – ок. 1050)
1. Ut Queant Laxis, гимн Иоанну Крестителю

Аноним (Англия, первая половина XIII в.)
2. Miri It Is While Summer Ilast, песня

Гийом де Машо (ок. 1300–1377)
3. Tels rit au main, комплент из ди Le Remède de Fortune
4. Tres douce dame que j’aour, баллада из ди Le Jugement du Roi de Navarre
5. Je Vivroie Liement, виреле
6. Douce Dame Jolie, виреле

Жан де Сен-Коломб (ок. 1640 – ок. 1700)
7. Les Pleurs, концерт для двух виол да гамба из сборника Concerts à deux violes esgales

Марен Маре (1656–1728)
8. Musette из из сборника Pièces de violes, Book IV (1717)
9. Le Badinage из цикла Suite d’un Goût Etranger, Pièces de violes, Book IV
10. L’ Arabesque из цикла Suite d’un Goût Etranger, Pièces de violes, Book IV
11. Rondeau l’Agreable из сборника Pièces de violes, Book V (1725)
12. La Rêveuse из цикла Suite d’un Goût Etranger, Pièces de violes, Book IV

Продолжительность 70 минут

18+

Греческий виолончелист, композитор, импровизатор, исследователь Йоргос Калудис много лет он исследует возможности игры на классической критской лире, одном из самых древних музыкальных инструментов. Соединяя техники виолончельной игры и особенности традиционной критской лиры, он усовершенствовал инструмент, добавив четвертую струну (нижнюю виолончельную до).

В программе из шедевров музыки средних веков и барокко этот древний инструмент, предок большинства европейских струнных смычковых прозвучит во всей тембровой красе и многообразии технических возможностей.

Классическая критская лира — грушевидный, как правило, трехструнный смычковый инструмент, нередко с дополнительными резонаторными струнами. Струны на нем зажимают ногтями, а не прижимают пальцами к деке. Один из самых древних способов звукоизвлечения дает непривычно разреженный посвистывающий тон. Он сохранился в неприкосновенности благодаря тому, что этот предок множества европейских смычковых на протяжении веков «жил» в локальной традиционной культуре, звучал на танцах (на смычок при этом нередко привешивали колокольчики) и не входил в поле зрения профессиональных музыкантов.

Йоргос Калудис углубился в исследования и практику игры на классической критской лире в 2005 году. Соединяя техники виолончельной игры и особенности традиционной критской лиры, он усовершенствовал инструмент, добавив четвертую струну.

В программе LA RÊVEUSE классическая критская лира предстает как идеальный сольный и аккомпанирующий вокалу (в исполнении самого Йоргоса Калудиса) инструмент для музыки средних веков. В то же время, благодаря авторским усовершенствованиям и авторским же транскрипциям классическая критская лира блестяще справляется с барочными шедеврами, написанными для виолы да гамба.

Программа открывается гимном Иоанну Крестителю, музыку которого приписывают основателю всей европейской нотной системы Гвидо Д’Ареццо: начальные слоги строк латинского гимна Ut queant laxis — ut, re, mi, fa, sol, la — и в наше время означают ступени звукоряда. Английская песня XIII века о прощании с летом соседствует с подборкой известных вокальных сочинений крупнейшего поэта и композитора эпохи средневековья Гийома де Машо. Вслед за ними звучат выдающиеся образцы французской музыки XVII-XVIII веков одночастный концерт для двух виол (в транскрипции для одной критской лиры) Жана де Сент-Коломба и пьесы его прославленного ученика Марена Маре.

Йоргос Калудис – виолончелист, исполнитель на классической критской лире, импровизатор, композитор. Как исполнитель на классической критской лире выпустил семь альбомов, выступал с сольными концертами в афинском зале «Мегарон», на фестивалях старинной, академической и джазовой музыки в разных странах Европы и в России, сотрудничал с такими коллективами как Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга и камерный хор Lage Artis (Санкт-Петербург), Королевский национальный оркестр Шотландии, Кипрский симфонический оркестр, Национальный оркестр Салоников. В настоящее время работает над исследовательским проектом «Публикация методики преподавания игры на классической критской лире и применение современных технологий в исполнительских интерпретациях» на базе Университета Крита. Среди его творческих партнеров – меццо-сопрано Ирини Циракидис, пианистка Димитра Коккинопулу, актриса античной драмы София Хилл, а также трио Thesis и вокальный ансамбль musicAeterna4.
все билеты проданы подробнее

ул. Бригадирская, 12

В программе:

ДК Посторонних
Love Object
Half Moon Glass
Марко Никодиевич и Лука Козловацки

18+

Дягилевский фестиваль завершается концертом альтернативной музыки. В лайнапе три команды, представляющие разные стороны актуальной клубной сцены: пост-панк готика в исполнении петербургского дуэта «ДК Посторонних», нуар-электро-поп от москвичей Love Object и психоделический дрим-поп пермской группы Half Moon Glass.

Выверенный гитарный минимализм и холодная городская лирика: «ДК Посторонних» возвращают в постпанк жанровую эклектику и создают меланхолическую полифонию, лейтмотивом которой становится поиск той трещины, что раскалывает надежды одну за другой, оставляя лишь горькое разочарование и страх перед будущим.

Love Object — новый интригующий электро-поп проект московского дуэта Даши Уточки и Дани Му. Оба ранее гастролировали по миру в качестве ди-джеев: Уточка в роли Dj Aktu и Mu в роли Mucity. Воображаемый мир Love Object населен персонажами, словно бы вышедшими из фильмов Кроненберга. Потустороннее звучание группы — это футуристический пейзаж в стиле нео-нуар, в котором разворачиваются странные драмы, а злодеи используют контроль над разумом, чтобы подвергнуть сомнению само значение слова «человек» в цифровом обществе.

Half Moon Glass — пермские приверженцы летнего расслабленного звучания в духе Tame Impala. Психоделический дрим-поп группы вместо запоминающихся мелодий выводит на первый план гитарный флэнжер, аналоговые секвенции синтезаторов, чилловый грув, мечтательный и меланхоличный саунд. Группа с успехом выступила на петербургском фестивале Shau Karau, вечернике «Ночь в музее» в PERMM и мн. др.

Марко Никодиевич и Лука Козловацки — техно-дуэт двух академических композиторов из Сербии. Марко Никодиевич был резидентом парижского Международного центра искусств и Симфонического оркестра Берлинского радио, его музыку исполняют ведущие ансамбли и оркестры Европы, включая musicAeterna. Он увлекается нелинейной математикой, теорией хаоса и алгоритмическими методами композиции. Сербско-шведский композитор и саунд-дизайнер Лука Козловацки изучал сонологию и алгоритмическую композицию в Королевской консерватории в Гааге, его музыку играют и клубе Under Bron Stockholm, и в Парижской филармонии. Вместе Никодиевич и Козловацки выступают на ведущих берлинских техно-фестивалях, создавая аскетичные танцевальные полотна из вязи дронов и лупов.  

купить билет подробнее