Ite, missa est

12.06 вс 03:30—04:30
Ite, missa est

Отчалившая Русь

12.06 вс 22:00—23:00
Отчалившая Русь

ДК Солдатова

В программе:

Рихард Штраус (1864—1949)
Симфонический этюд «Метаморфозы» для 23 струнных инструментов, TrV 290, AV 142 (1945)

Петр Ильич Чайковский (1840—1893)
Симфония № 6, «Патетическая», си минор, ор. 74 (1893)

Исполнители:
оркестр musicAeterna,
дирижер – Теодор Курентзис

12+

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса на открытии Дягилевского фестиваля—2022 исполнит два сочинения, считающиеся вершиной жанра симфонической трагедии.

Рихард Штраус писал симфонический этюд «Метаморфозы» в последние месяцы Второй мировой войны и закончил в апреле 1945 года. Переживание катастрофы стало импульсом к рождению одного из наиболее совершенных симфонических адажио. «Может быть, Штраус прожил 85 лет исключительно для того, чтобы создать эту великолепную вещь», — напишет позже критик Ролан-Мануэль. Используя выработанные столетиями риторические средства выражения скорби, сплетая мотивы в мастерском, непрерывно изменчивом контрапункте, Штраус пишет элегию гибели прежнего мира.

Чайковский в Шестой симфонии прокладывает пути в будущее, к заостренной экспрессии музыкальных психодрам XX века. Эмоциональная заряженность музыки достигает здесь невиданного ранее уровня. Предельные образные и динамические контрасты, вводившие первых слушателей в недоумение, до сих пор сохраняют шокирующую силу воздействия и неизбежно выводит слушателя из равновесия.

Готовя запись Шестой симфонии на лейбле Sony Classical в 2017 году, Теодор Курентзис отметил: «То, что я хочу привнести в эту музыку, — это не сильные эмоции, не громкость и не безупречная форма. Я хочу привнести в неё «цветок раны» — совершенство церемонии, на которую собираются 110 музыкантов, чтобы почтить все раны, которые мы переносим, а не просто дать концерт».
подробнее

Пермская художественная галерея

Исполнители: хор Parma Voices

18+

Концерт-энигма. Программа будет объявлена по окончании концерта.
подробнее

Частная филармония «Триумф»

В программе:

Георгий Свиридов (1915 – 1998)
«Отчалившая Русь», цикл для голоса с фортепиано на слова Сергея Есенина (1976 – 1977)
Версия Алексея Сюмака (р. 1976)  для солиста и камерного ансамбля (2022)

Исполнители:
Андрей Немзер – солист,
Елена Морозова – актриса, чтец,
Камерный ансамбль «Практика»,
Ольга Власова – дирижер, музыкальный руководитель

18+

Вокальный цикл «Отчалившая Русь» — одно из самых значительных произведений Свиридова, написанное на стихи Сергея Есенина. Отбор текстов для цикла открыл слушателям незнакомого поэта — мистика, религиозного мыслителя. Поверх есенинских строк Свиридов написал собственную поэму о России с глубокой философской основой, поэтично-архаичным звучанием и сквозным движением от пейзажной лирики через драматические коллизии к гимническому финалу.

Свиридов задумывал цикл «Отчалившая Русь» как симфонический опус и настаивал на жанровом определении «поэма», однако оркестровку сделать так не успел. Эту идею осуществил один из ведущих композиторов поколения 40-летних Алексей Сюмак, переложив свиридовский цикл для камерно-инструментального ансамбля.

12 песен цикла перемежаются с поэзией Есенина в исполнении актрисы Электротеатра Станиславский Елены Морозовой. Солистом выступает контратенор Андрей Немзер.

Ансамбль «Практика» был создан при одноименном московском театре в 2019 году. Куратором ансамбля стал композитор Алексей Сюмак, музыкальным руководителем – певица и дирижер Ольга Власова. За три года ансамбль дал несколько концертов современной музыки в театре, принял участие в перформансе «Репин» в Третьяковке на Крымском Валу, в концерте в «Зарядье», а также стал исполнителем оперы Алексея Сюмака «Мороз, Красный Нос», поставленной режиссером Мариной Брусникиной в театре «Практика».
подробнее
Шенберг&Шуберт

13.06 пн 20:00—21:30
Шенберг&Шуберт

Песни трав и цветов

14.06—15.06 вт 23:30—00:45
Песни трав и цветов

...in the pause of the night time…

16.06 чт 19:00—20:30
...in the pause of the night time…

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Арнольд Шенберг (1874–1951)
струнный секстет «Просветленная ночь», ор. 4 (1899)

Франц Шуберт (1797–1828)
Струнный квартет № 14 «Смерть и девушка», D 810 (1824)

Исполнители – солисты оркестра musicAeterna.

6+

В программе солистов оркестра musicAeterna соединены два камерно-ансамблевых сочинения, одно из которых открывает, другое закрывает эпоху музыкального романтизма: Струнный квартет Шуберта «Смерть и девушка» впускает поэзию в прежде строгий классицистский жанр чистой музыки, в струнном секстете «Просветленная ночь» Шенберг подводит итог позднеромантическому стилю и вводит в него «неологизмы», которые приведут к рождению новой, атональной музыки. Оба шедевра обладают скрытыми литературными программами, которые и проясняют, и затуманивают их многосложное содержание.

Франц Шуберт писал свой струнный квартет №14 в марте 1824 года после многих месяцев тяжелой болезни, приведшей его к осознанию скорой смерти. Он не давал своему сочинению программного названия, однако тема его песни «Смерть и девушка» (1817) на стихи Маттиуса Клаудиуса, которая легла в основу второй части квартета, стала восприниматься как тема всего произведения. Исследователи – и, конечно, поколения слушателей – выстраивают вокруг диалога страдающей девы и пришедшей за нею Смерти связный нарратив. В первой части квартета разворачивается по-бетховенски напряженная картина битвы героя с неизбежной судьбой. Вторая часть – вариации на тему одноименной песни – колыбельная Смерти в форме траурного марша. Третья, скерцо – демонический танец с неожиданно умиротворенным трио. Наконец, финал, тарантелла – неистовый dance macabre, типичная пляска смерти. Напомним, этот образ\тематический комплекс был распространен в изобразительном искусстве и музыке Европы многие века, как и живописный сюжет о смерти и девушке.  

Арнольд Шенберг сочинял струнный секстет, вдохновляясь любовью к сестре своего учителя Александра фон Цемлинского Матильде и стихотворением «Просветленная ночь» (если точнее – «Преображенная ночь») Рихарда Демеля. Одночастное произведение состоит из пяти разделов – по числу строф в стихотворении. В поздние годы композитор прямо указывал на соответствие конкретных музыкальных фраз строкам текста – диалога женщины и мужчины в ночном лесу: женщина признается мужчине в том, что беременна от другого; мужчина отвечает, что их взаимная любовь преображает всё, и ее плод становится его ребенком. В музыкальном отношении преображение совершается с позднеромантическим стилем: Шенберг отталкивается от симфонизма Брамса и Вагнера, использует принцип развивающих вариаций первого и усложненный гармонический язык второго и создает новаторское произведение, которое предвещает будущее музыки XX века.  
подробнее

Дом Дягилева

В программе:

Концерт вокального ансамбля musicAeterna4

исполнители: 
Альфия Хамидуллина – сопрано, 
Елена Шестакова – меццо-сопрано, 
Анастасия Гуляева – контральто,
Елена Гурченко – меццо-сопрано,
Ирина Пыжьянова ­– этновокалистка


18+

Песни, как цветы, собранные на разных лугах и сплетённые в причудливый ароматный венок. На разных языках музыканты возносят гимны цветению, родной земле, любви. В программе концерта прозвучат народные песни на русском, армянском, словенском, венгерском, албанском и татарском языках, авторские композиции и обработки традиционных мелодий.

MusicAeterna4 – вокальный ансамбль a capella создан в 2012 году артистками хора musicAeterna, владеющими не только академической, но и эстрадно-джазовой вокальной техникой. Основу репертуара составляют авторские аранжировки национальных песен (русских, цыганских, греческих, татарских, испанских и др.), произведения современных композиторов, переложения джазовых и блюзовых композиций из бродвейских мюзиклов, саундтреков к кинофильмам. В 2018 году musicaAeterna Four и «ТриголОс» (Пермь) представили совместную программу «Вселиственный мой венок», которая была впервые показана в клубной программе международного Дягилевского фестиваля, затем на крупнейших концертных, музейных и фестивальных площадках, а также в рамках проекта Ильи Хржановского DAU в Париже на сцене театров de La Ville и du Châtelet.

Ирина Пыжьянова – исполнительница русского фольклора, этновокалистка, арфистка. Солистка проектов «Вороново Крыло», «ТриголОс», KOSMONAVTY. Лауреат международных конкурсов, профессиональной премии этнической музыки RWMA-2019 в номинации «Лучший аутентичный проект». Участница Дягилевского фестиваля в Перми, премьерных показов кинематографического проекта DAU в Париже и других проектов. Постоянно сотрудничает с коллективом musicAeterna и вокальным ансамблем musicAeterna4.

подробнее

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Питер Уорлок (1894 – 1930)
The Full Heart для хора на стихи Р. Николса (1916) 

Генри Перселл 1659 – 1695)
Чакона соль минор Z.730 (ок. 1680) 

Аарон Копленд (1900 – 1990)
Четыре мотета для смешанного хора (1921)
№1 Help Us, O Lord
№ 3 Have Mercy on Us, O My Lord

Арво Пярт (р. 1935)
Берлинская месса \ Berliner Messe (1990\1997, для хора и струнного оркестра)

Исполнители:
хор Parma Voices,
дирижер Евгений Воробьев,
при участии камерного оркестра Rosarium

12+

Паузы, внимание к тишине, созерцание становятся инструментами для исследования хода времени и течения человеческой жизни в концерте хора Parma Voices. Хор Пермской оперы под управлением Евгения Воробьева представит подборку редко исполняемых сочинений композиторов XX века.

Инструментальная Чакона ведущего английского композитора эпохи барокко Генри Перселла служит камертоном, по которому «настраиваются» месса Пярта и хоровые сочинения Уорлока и Копланда.

И The Full Heart Питера Уорлока, и Берлинская месса Арво Пярта звучат как постромантический хоровой эмбиент. Питер Уорлок – большой энтузиаст старинной музыки и оккультных практик – посвятил хор «Князю Венозы», то есть великому композитору эпохи Возрождения Джезуальдо ди Веноза. Берлинская месса Арво Пярта написана в «колокольчиковой» технике тинтиннабули и прямо предназначена для использования в богослужении. Источником своей музыки эстонский классик называет «не так называемое вдохновение, а нечто более объективное». Первый и третий из «Четырех мотетов на библейские тексты» Аарона Копленда созданы им во время учебы в Париже у Нади Буланже.
подробнее
The Sunset

18.06 сб 01:30—02:30
The Sunset

The Sunrise

18.06 сб 03:30—04:30
The Sunrise

Органный зал Пермской филармонии

В программе:

Георг Филипп Телеман (1681 – 1767)
Сюита для виолы да гамба с оркестром TWV 55:D6 ре мажор (1733)
Увертюра-сюита для струнного оркестра TWV 55-G10, Burlesque de Quixotte (1761)

Иоганн Себастьян Бах (1675 – 1750)
Сюита для оркестра № 2 си минор, BWV 1067 (1738 – 1739)
Бранденбургский концерт № 3, BWV 1048 (1718)

Дирижер – Марина Катаржнова
Солисты:
Феликс Антипов – виола да гамба,
Ульяна Живицкая – флейта-траверсо

6+

Георг Филипп Телеман – прославленный, даже модный композитор, кантор и директор оперы вольного города Гамбурга. Иоганн Себастьян Бах – глубоко почитаемый профессионалами мастер на церковной службе в Лейпциге. Современники, следившие за творчеством друг друга, они были не соперниками, а друзьями. В музыке их можно найти как общестилевые сходства, так и массу индивидуальных различий: и то, и другое продемонстрирует концерт камерного оркестра Rosarium.

Rosarium – это камерный оркестр Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории. Он начал концертную деятельность с первых дней образования факультета в 1997 году. Оркестр концертировал со многими всемирно известными музыкантами, такими, как Сигизвальд Кёйкен, Мартин Хазельбёк, Христофер Хогвуд, Андрес Мустонен, Рубен Дубровски, Алексей Любимов, Александр Рудин, Евгений Бушков. Музыку эпохи барокко оркестр исполняет в строе 415 Hz на исторических инструментах. Музыку классицизма – в 430 Hz, романтизма – в строе 432-435 Hz.
подробнее
Концерт Rosarium broken consort.

18+

Концерт-энигма. Программа будет объявлена по окончании концерта.
подробнее

Пермская художественная галерея

Концерт Rosarium broken consort

18+

Концерт-энигма. Программа будет объявлена по окончании концерта.
подробнее

Завод Шпагина, цех №5

Янис Ксенакис. Rebonds A для ударных 

Петр Главатских. Intro для сантура 

Лера Ауэрбах. Прелюдия,Токатта и Постлюдия для вибрафона (российская премьера)

Маттиас Шмидт. Ghanaia (фантазия на стихи Николая Гумилева, парафраз Петра Главатских)

Мидори Такада. «Электра» для ударных

Алексей Сюмак. «Клятва» для маримбы соло

Григорий Смирнов. «Зеркала Пустоты» для маримбы и delay-эффекта

Петр Главатских. «Эпитафия» для семантрона 

Янис Ксенакис. Rebonds B для ударных соло

Исполнитель:
Петр Главатских

12+

Композитор, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских посвящает программу Янису Ксенакису, чье 100-летие со дня рождения отмечается в этом году. Греческий классик XX века вывел музыку для ударных соло на новый философский, виртуозный и концертный уровень. Две части его знаменитого опуса Rebonds A и B, отличающиеся невероятной технической сложностью и мощным ритмическим напором, откроют и закроют программу.

Между ними прозвучат современные сочинения – от российской премьеры опуса Леры Ауэрбах до собственного произведения Петра Главатских, написанного для семантрона (звучащей доски – с помощью таких инструментов отшельники и монахи созывали братию на службы еще в глубоком средневековье).
  
Пётр Главатских – композитор, исполнитель, продюсер – работал с театральными режиссерами Юрием Любимовым и Тадаси Судзуки, актрисами Ингеборгой Дапкунайте и Юлией Пересильд, мэтром русского фольклора Сергеем Старостиным, сотрудничает с композиторами Алексеем Сюмаком, Алексеем Ретинским, Григорием Смирновым, Александром Маноцковым. По приглашению Лондонской компании Intermusica играет в проекте Sacred Imagination. Удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» за участие в спектакле театра «Практика» «Пётр и Феврония Муромские». Сольный диск Петра Главатских The Unfound Sound на лэйбле FANCYMUSIC попал в шорт-лист премии International Music Awards.
подробнее

Частная филармония «Триумф»

В программе:

Янис Ксенакис
«Psappha» для ударных 

Дмитрий Курляндский
«Безвыходные акустические ситуации» для четырех саунд-трэков и ансамбля (премьера версии)

Александер Шуберт 
«Weapon of Choice» для альта, электроники и видео 

Пьер Жодловски
«Lesson of Anatomy #1» для клавесина, электроники и видео (российская премьера)

Михаэль Байль
«Batterie» для ударных, электроники и видео

Александер Шуберт
«Star me Kitten» для солиста, ансамбля, электроники и видео

Исполнители:
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)
Голос: Алена Верин-Галицкая
Клавесин: Михаил Дубов
Альт, электроника: Сергей Полтавский
Ударные: Дмитрий Власик
Бас-кларнет: Олег Танцов
Электрогитара: Глеб Хохлов
Виолончель: Юлия Мигунова
Фортепиано: Мария Садурдинова
Электроника: Николай Попов

18+

Новый проект Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и Центра электроакустической музыки Московской консерватории (ceammc) исследует перформативность в современной академической музыке, в рамках которой традиционные инструменты взаимодействуют с различными медиа – электроникой, видео и светом. В программе представлены произведения ведущих композиторов современности – Александера Шуберта (Германия), Пьера Жодловского (Франция) и Дмитрия Курляндского (Россия). В юбилейный год выдающегося классика ХХ века Яниса Ксенакиса в концерте будет также исполнено его известное сочинение “Psappha” для ударных.
 
МАСМ – Московский Ансамбль Современной Музыки, объединивший ведущих солистов-виртуозов, был создан в 1990 композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера отечественного авангарда Эдисона Денисова. МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на исполнение и продвижение музыки XX и XXI века. Основной задачей коллектива является представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов, включая молодых авторов – на его счету более 1000 российских и мировых премьер. Коллектив гастролировал в 80 российских городах и 30 странах, выступал на лучших концертных сценах, принимал участие в крупнейших международных фестивалях, таких как “Дягилевский фестиваль” (Пермь), “Другое Пространство” (Москва), “Radio-France Presence” (Франция), “Варшавская Осень” (Польша), “Gaudeamus Music Week” (Нидерланды), “FrankfurtFest”, “Maerzmusic-Berlinerfestspiele” (Германия), “Klangspuren” (Австрия), “Transart” (Италия), “Beijing Modern Music Festival” (Китай) и других. Дискография МАСМ насчитывает более 50 компакт-дисков на ведущих мировых лейблах России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Одно из главных направлений деятельности коллектива – просветительские проекты, которые проходят в российских регионах в рамках ежегодной программы "Всероссийский абонемент Современная Музыка", включающей концерты, мастер-классы и семинары. Беспрецедентным для России событием является ежегодная двухнедельная Международная академия молодых композиторов в городе Чайковском (Пермский край), основанная Ансамблем в 2011 году. МАСМ – лауреат премий АКЦИЯ по поддержке российских театральных инициатив (2009), ЗОЛОТАЯ МАСКА в номинации «эксперимент» (2011), МОСКОВСКОЙ АРТ-ПРЕМИИ (2021)
 
«CEAMMC Multimedia Lab» — мультимедийная платформа Центра электроакустической музыки Московской консерватории (ceammc), в рамках которой реализуются проекты с использованием различных визуальных художественных сред и новых медиа.
Целью платформы является развитие и популяризация эстетики электроакустической и мультимедийной композиции, привлечение композиторского сообщества к новым технологиям, коллаборация с независимыми институциями, исполнителями, видеохудожниками.
подробнее

Завод Шпагина, цех №5

концерт альтернативной музыки

Phurba (Москва),
Ploho (Новосибирск),
Super Collection Orchestra (Санкт-Петербург) 

18+

Phurpa
Коллектив художников и музыкантов под руководством Алексея Тегина еще в 1990-х начал исследования в области ритуальной музыки древних традиций и постепенно вышел за пределы привычного электроакустического индастриала. Сейчас группа фокусируется на музыке тибетской традиции бон и горловом пении тибетских монастырей Гьюто и Гьюмэ. Помимо электродроуна и низких голосов, в звуковой палитре присутствуют тибетские традиционные ударные и духовые: дунчен, гьялинг, шанг, ролмо и многие другие.

Ploho
Сибирский танцевально-депрессивный постпанк / new wave. Группа, созданная в Новосибирске в 2013 году, выпустила шесть полноформатных альбомов, один из которых попадал в чарты портлендской радиостанции XRay FM. Трио воссоздает музыкальную атмосферу 90-х с их неустроенностью и свободой, кассетниками и дискотеками в местном ДК: «Потом все, наверное, станет лучше, но только не здесь и сейчас».

Super Collection Orchestra
Петербургское трио называет свой стиль freepop – «освобожденная поп-музыка». Она представляет собой бодрый микс инди, панк-рока и дарк-диско, изящных двусмысленных текстов и непростых аранжировок. Оркестр уже записал три freepop-сборника, два лонг-плея, несколько синглов, саундтреки для фильма «Майор Гром: Чумной Доктор», сериала Happy End, а также выпустил альбом на лейбле Masterskaya Ивана Дорна.
подробнее