Большой зал Пермской филармонии

ул. Куйбышева, 14


Программа:

Роберт Шуман (1810—1856)
Фортепианный цикл «Крейслериана», ор. 16 (1838)

Иоганнес Брамс (1833—1897)
Тема с вариациями ре минор, op. 18b (1860)

второе отделение:

Николай Метнер (1879—1951)
Три сказки для фортепиано, ор. 42 (1914)
Пьесы № 2 и № 4 из цикла Шесть сказок для фортепиано, ор. 51 (1928)
Пьеса № 3 и № 1 из цикла Четыре сказки для фортепиано, ор. 26 (1912)

Сергей Прокофьев (1953)
Фортепианный цикл «Сарказмы», ор. 17 (1914)

Доменико Скарлатти
Избранные сонаты для клавира

Продолжительность: 2 часа с одним антрактом

12+

Варвара Мягкова возвращается на Дягилевский фестиваль с новой сольной программой, в которой представит романтический коллаж от «Крейслерианы» Шумана и темы с вариациями Брамса до «Русских сказок» Метнера. Программу завершит парадоксальное сопоставление цикла фортепианных миниатюр Прокофьева «Сарказмы» и семи сонат барочного композитора Доменико Скарлатти.

Цель пианистки — обнаружить и раскрыть явные и неочевидные связи между сочинениями разных стилей и эпох: «Собрав воедино, казалось бы, столь разные, совсем непохожие друг на друга произведения, я не только дала возможность раскрыться всему своему опыту, но и не могла пройти мимо интонации голоса — неравнодушного, горячего, не позволяющего себе отстраниться, голоса бескорыстной и преданной любви. Мне хочется словно заново открыть эти произведения как сочинения совершенно современные. Мы не являемся потомками этих нот. Они живут в нас с момента создания по настоящий, только что наступивший миг».

Варвара Мягкова получила взрывную известность благодаря распространению ее записей и интервью в социальных сетях. С 2019 года сольная карьера выпускницы Московской консерватории, многие годы работавшей концертмейстером детского хора, развивается стремительно. Сейчас Варвара Мягкова выступает в лучших концертных залах и на самых крупных музыкальных фестивалях России. Ее репертуар максимально широк — от музыки Баха до сочинений современных композиторов, пишущих в духе «новой простоты», в том числе, специально для пианистки.
подробнее

Частная филармония «Триумф»

ул. Ленина, 44


Камерный концерт

Антон Веберн (1883–1945)
Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, op. 7 (1910 / 1914)
Sehr langsam
Rasch
Sehr langsam
Bewegt

Сергей Прокофьев (1891–1953)
Соната для скрипки и фортепиано № 1 фа минор, op. 80 (1938–1946)
Andante assai
Allegro brusco
Andante
Allegrissimo

Джон Кейдж (1912–1992)
Ноктюрн для скрипки и фортепиано, JC. 93 (1947)

Бела Барток (1881–1945)
Соната для скрипки и фортепиано № 1 до-диез минор, BB. 84 (1921)
Allegro appassionato
Adagio
Allegro molto

Продолжительность: 70 мин., без антракта

18+

Иван Наборщиков — один из самых ярких скрипачей и композиторов последнего поколения, лауреат международных конкурсов, широко гастролирующий в России и Европе, — представляет новую камерную программу вместе с пианистом Юрием Пановым. В концерте прозвучат сочинения, созданные в первой половине XX века. Два крупных цикла — эпическая Первая скрипичная соната Прокофьева и неофольклорная Первая соната для скрипки и фортепиано Бартока, в которой композитор экспериментирует с атональностью, — чередуются с пуантилистически-абстракционистскими Четырьмя пьесами Веберна и ранним, импрессионистичным Ноктюрном Кейджа.
Иван Наборщиков так поясняет замысел программы: «Для меня самым важным является образ ночи и связанные с этим образом ощущения, явления, мысли, действия, которые можно найти в каждом сочинении программы. Концерт мне видится как единое высказывание, без аплодисментов между произведениями».
подробнее

Органный зал Пермской филармонии

ул. Ленина, 51б

Камерный концерт

Исполнители:
Дмитрий Бородин, скрипка
Андрей Росцик, скрипка
Динара Муратова, альт
Владимир Словачевский, виолончель
Андрей Бараненко, фортепиано

Программа:

Морис Равель (1875–1937)
Фортепианное трио ля минор, M. 67 (1914)
Modere
Pantoum: Assez vif
Passacaille: Tres Large
Finale: Anime

Марко Никодиевич (р. 1980)
Струнный квартет № 2 (2019)
Introduzione
Ruvido e animato
Tango. Oscuro e minaccioso
Vivace
Adagio mesto

Второе отделение:

Марко Никодиевич
Prelazak preko nochog plavetnila / «Пересекая ночную синеву» для фортепианного квинтета (2020)

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Фортепианный квинтет соль минор, op. 57 (1940)
Prelude: Lento – poco piu mosso – Lento
Fugue: Adagio
Scherzo: Allegretto
Intermezzo: Lento
Finale: Allegretto

Продолжительность: 1 час 50 минут с антрактом

12+

Солисты оркестра musicAeterna представляют новую камерно-инструментальную программу с сочинениями Мориса Равеля, Дмитрия Шостаковича и известного современного сербского композитора Марко Никодиевича.

От трио — к фортепианному квинтету: так, по принципу постепенного уплотнения фактуры и звучности построен концерт. Открывает его Фортепианное трио Равеля — виртуозный цикл, образец зрелого письма композитора. В нем баскские, непривычные для европейского уха ритмы встречаются с экзотическими формами малайской поэзии, а графичность инструментальных линий — с глубокой эмоциональностью. Исполнением этого сочинения музыканты отмечают 150-летие со дня рождения композитора.

Завершает программу Фортепианный квинтет Дмитрия Шостаковича — этот цикл вызвал триумф на премьере в 1940 году. Полифоничность баховского типа соединяется в этом произведении с «народным» мелосом, близким к оперному языку Мусоргского, лирика и драма сплавлены воедино, а образы неутомимого зла почти не дают о себе знать. Музыковед Левон Акопян относит к музыке квинтета фразу, сказанную британским критиком Джеральдом Абрахамом о Пятой симфонии: «Вот Шостакович, из которого изгнали бесов».
  
Между двумя классическими камерными опусами начала и середины XX века располагаются два сочинения нашего современника Марко Никодиевича — Струнный квартет № 2 и пьеса для фортепианного квинтета, поэтичное название которой можно перевести как «Пересекая ночную синеву». Яркая, энергичная, часто связанная с наследием прошлого или, напротив, с элементами электронного техно музыка этого композитора хорошо знакома аудитории Дягилевского фестиваля.
подробнее

Большой зал Пермской филармонии

ул. Куйбышева, 14

Музыкальная феерия
по мотивам сочинений Халиля Джебрана

Автор идеи Петр Главатских
Режиссер Василий Поспелов
Художник по свету Никита Черноусов

Исполнители:
Петр Главатских, ударные
Шрия Саран (Индия), текст, танец
Ансамбль «Хиндустани»
Струнный квинтет им. Вайнберга

Программа:

Григорий Смирнов (р. 1982)
«Зеркала пустоты» для маримбы и электронного эффекта Delay (2008)

Хазрат Инайят Хан (1882—1927)
Сюита из музыки к спектаклю «Шакунтала», аранжировка для струнного квинтета Владимира Поля (1914)

Петр Главатских (р. 1979)
«Посвящение Халилю Джебрану» для ударных соло

Традиционная музыка хиндустани
Традиционный танец катхак
Чтение

Продолжительность: 1 час, 30 мин.

16+

«Прибытие корабля», проект постоянного участника Дягилевского фестиваля, московского мультиперкуссиониста, композитора и продюсера Петра Главатских — это музыкальное приношение ливанскому писателю Халилю Джебрану и его книге «Пророк», написанной как сборник философских стихотворений в прозе. В основе притчи — представление о фундаментальном единстве религий. Проект Петра Главатских также основан на объединении — но не конфессий, а культурных традиций и музыкальных миров.

Актриса Болливуда Шрия Саран танцует в традиционном индийском стиле катхак и читает фрагменты книги Халиля Джебрана на английском языке. Солист ансамбля «Хиндустани» Ильдар Хабибуллин, мастер традиционного индийского вокала, поет и читает русский перевод.

В диалог с классической индийской музыкой северной традиции хиндустани вступают произведения легендарного философа и музыканта Хазрата Инайята Хана. В 1913 году он семь месяцев прожил в Москве, исполняя индийскую классическую музыку и распространяя оригинальные философские идеи. Российские музыканты помогли ему издать сборник «Песни хиндустани» с индийскими мелодиями в переложениях для фортепиано, а некоторые из них в аранжировках для струнного квинтета вошли в балет-мистерию «Шакунтала», поставленный Александром Таировым в 1914 году. Вместе с фрагментами из этого балета прозвучат произведение Григория Смирнова «Зеркала пустоты» и новое сочинение Петра Главатских для перкуссии по мотивам книг Джебрана.
подробнее

Большой зал Пермской филармонии

ул. Куйбышева, 14

Программа:

Произведения И. С. Баха, джазовые композиции

Продолжительность: 1 ч. 50 мин. с антрактом



6+

Бах и джаз — хорошо известная рифма: многие джазовые и академические музыканты экспериментировали, соединяя эти две музыкальные стихии в пространстве одного концерта или одной композиции. Секрет успеха такого кроссовера — в сочетании импровизационной свободы и композиционной строгости, которое лежит в основе и барочного, и джазового исполнительства.      

Новый коллектив семейства musicAeterna — ансамбль медных духовых инструментов под руководством трубача Павла Курдакова — исполнит Баха и джаз, не смешивая музыку разных эпох. В первом отделении концерта прозвучат классические аранжировки произведений Баха — от хоральных прелюдий до арий из кантат, от известных сочинений для органа до фрагментов из инструментальных сюит. Второе отделение будет посвящено джазовым стандартам разных стилей в новых переложениях, специально сделанных по заказу ансамбля.

подробнее

Органный зал Пермской филармонии

ул. Ленина, 51б

Программа:

Жорж Апергис (р. 1945)
«Граффити» для перкуссиониста соло (1980)

Джордж Крам (1929–2022)
«Одиннадцать отголосков осени» для флейты, кларнета, скрипки и фортепиано (1966)

Фредерик Ржевски (1938–2021)
«Карманная симфония» для флейты, кларнета, фортепиано, ударных, скрипки, виолончели (1999–2000). Российская премьера

Исполнители:
Константин Ефимов, флейта
Олег Танцов, кларнет
Михаил Дубов, фортепиано
Евсевий Зубков, ударные
Евгений Субботин, скрипка
Ольга Демина, виолончель

Концерт проводится при поддержке Министерства культуры РФ.

Продолжительность: 65 мин., без антракта

12+

МАСМ — Московский ансамбль современной музыки — постоянный участник Дягилевского фестиваля. Это независимый профессиональный коллектив, созданный в 1990 году, первый российский ансамбль, сфокусировавшийся на продвижении музыки XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На счету коллектива — свыше тысячи российских и мировых премьер, крупные просветительские проекты, дискография из более чем 50 альбомов, престижные награды. В новой программе МАСМ прозвучат произведения трех классиков западного авангарда, связанные со стихией инструментального театра и превращающие процесс создания музыки в зрелище.

Французский композитор греческого происхождения Жорж Апергис более всего известен крупными произведениями для музыкального театра. Его концертное сочинение Graffitis — это практически театр одного актера: музыкант играет на ударных и декламирует эмоциональный текст, в котором микрофрагменты из «Фауста» Гёте распадаются на отдельные слоги таким образом, что граница между речью и музыкальным звуком совершенно исчезает.

В цикле «Одиннадцать отголосков осени» американского авангардиста, первопроходца жанра инструментального театра Джорджа Крама исследование новых тембровых возможностей флейты, кларнета, скрипки и фортепиано представляет собой своего рода «саунд-театр», в котором персонажами выступают чарующие и пугающие звуки, на которые оказываются способны классические музыкальные инструменты.

Американский композитор Фредерик Ржевски в своей «Карманной симфонии» отказывается от привычной для него гражданской и политической тематики в пользу чисто музыкального «театра стилей» — остроумной, едва ли не комедийной игры со стилевыми и языковыми паттернами европейской классической и неклассической музыки.
подробнее

Дом Дягилева

ул. Сибирская, 33

Полная программа будет объявлена позже.

Продолжительность: 1час 30 мин. без антракта



16+

Главным героем концерта этнической музыки на Дягилевском фестивале-2025 станет выдающийся мастер игры на классической арабской лютне — уде — Насир Шамма. Один из самых известных в мире сольных исполнителей на уде родился, обучался и прославился в Ираке, но давно уже является истинным «гражданином мира». Насир Шамма с легкостью пересекает границы стран и стилей. Создавая свои композиции, он объединяет классические арабские традиции с гармонией и ритмами испанского фольклора и европейской классики. Его поэтичные сочинения, нередко основанные на суфийских идеях, изобилуют тематическими контрастами и виртуознейшими пассажами. Развивая технические возможности уда, Насир Шамма разработал новый тип инструмента с дополнительными струнами.

Насир Шамма активно концертирует по всему миру, выступая в крупнейших концертных залах Азии, Европы и Северной Америки сольно или со своими коллективами — от небольшого ансамбля до полноформатного арабского оркестра. Он получил более 70 престижных наград и премий. В 1999 году Насир Шамма основал высшую школу игры на уде Bayt al-Ud al-Arabi («Дом арабской лютни») в Каире — это первая школа, полностью посвященная уду как сольному, а не аккомпанирующему инструменту. К настоящему моменту отделения этой школы работают в Абу Даби, Александрии, Багдаде, Хартуме, Эр-Рияде и Мосуле. Музыкант также выполняет многочисленные благотворительные миссии и является Послом мира ЮНЕСКО, Послом доброй воли Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также Защитником здоровья ВОЗ (с 2023 года).

В Доме Дягилева Насир Шамма исполнит собственные сочинения: «Мир без страха», «Ишрак», «От Ассирии до Севильи», «Убывающая луна» (также известна как «Луна гаснет») и «Гарсия Лорка».
подробнее

Дом Музыки

ул. Советская, 1а

Концерт- мистерия

Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Режиссер Анна Гусева
Главный хормейстер Виталий Полонский
Хореограф Анастасия Пешкова

Исполнители:
Хор musicAeterna
Солисты оркестра musicAeterna
Танцевальная труппа musicAeterna Dance

Продолжительность: 1 ч. 40 мин. без антракта

18+

Концерт-перформанс Esperia с участием хора, артистов оркестра и танцевальной труппы musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса продолжит давнюю традицию Дягилевского фестиваля: его программа станет известна только по окончании вечера. Ситуация чистого восприятия, в которой окажется зритель, особенно важна в этой мистерии, затрагивающей посредством духовной музыки разных стилей и эпох, аккуратных вкраплений пластики и специальной работы со светом самые глубокие чувства и надежды каждого человека.
подробнее

Дом Музыки

ул. Советская, 1а

Концерт- мистерия

Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Режиссер Анна Гусева
Главный хормейстер Виталий Полонский
Хореограф Анастасия Пешкова

Исполнители:
Хор musicAeterna
Солисты оркестра musicAeterna
Танцевальная труппа musicAeterna Dance

Продолжительность: 1 ч. 40 мин. без антракта

18+

Концерт-перформанс Esperia с участием хора, артистов оркестра и танцевальной труппы musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса продолжит давнюю традицию Дягилевского фестиваля: его программа станет известна только по окончании вечера. Ситуация чистого восприятия, в которой окажется зритель, особенно важна в этой мистерии, затрагивающей посредством духовной музыки разных стилей и эпох, аккуратных вкраплений пластики и специальной работы со светом самые глубокие чувства и надежды каждого человека.
подробнее