24.06 / сб / 23:59

Концерт этнической музыки

Частная филармония «Триумф»
Хуун-хуур-ту
Проект musicAeterna Folk
Трио Jazzayris (Алжир/Россия) 

18+
Хуун-хуур-ту – мастера горлового пения из Тывы. Образовавшись в 1992 году, коллектив быстро стал одной из самых известных в мире российских групп. «Солнечные лучи» (именно так переводится название группы) записывали альбомы в Лондоне, Калифорнии, Нью-Йорке и Москве, выступали с Кронос-квартетом, Стиви Уандером и Фрэнком Заппой и номинировались на World Music Award – самую престижную премию в сфере этнической музыки. Опираясь на тувинский фольклор, в последние годы они раздвигают рамки своей аутентичной манеры, добавляя к ней электронные звучания и инструменты других культур.

musicAeterna Folk – проект, в котором принимают участие профессиональные исследователи и исполнители русского фольклора со всей России.  Участники проекта занимаются изучением нематериального наследия и традиций русской культуры, расшифровкой редких песен, владеют мастерством исполнения виртуозных песенных традиций, таких как традиции молокан Кочубеевской общины и казаков-некрасовцев, деревни Шардонемь Пинежского района Архангельской области, села Завгороднее Бакалейского района и села Фощевато Белгородской области.

Jazzayris – это музыкальный проект, в котором звучат несколько музыкальных стилей Северной Африки, основанных на богатстве алжирской традиционной музыки и ее различных стилей – от Алжира до Орана через Мостаганем и Адрар. Газаров — московский перкуссионист, многолетний соратник Леонида Агутина, адепт world music и латиноамериканских джазовых стилей. Руазми играет на саксофоне, ударных, гитаре и гембри — магрибской басовой лютне. Беналиуа играет на мандолине, скрипке и кануне — арабской цитре, чье происхождение уходит в глубь веков, к Древней Греции и Месопотамии. Последние выступают в качестве послов своей страны. Их проект призван пробудить воспоминания о древних мифах Алжира, выраженных в бесчисленных историях счастья и горя, радости и страстей.

*в программе возможны изменения
все билеты проданы

Большой зал Пермской филармонии

Иоганн Себастьян Бах
(1685–1750)
«Страсти по Матфею»,
духовная оратория для солистов, двойного хора и двойного оркестра на либретто Пикандера (Кристиана Фридриха Хенрици), BWV 244

Исполняют:
Хор и оркестр musicAeterna
Детский хор «Весна» им А.С. Пономарева
Приглашенные солисты

Дирижер – Теодор Курентзис

Солисты:
Сопрано – Елизавета Свешникова, Елене Гвритишвили
Альты – Андрей Немзер, Наталья Буклага
Тенора – Егор Семенков в партии Евангелиста, Борис Степанов
Басы – Алексей Кротов в партии Иисуса, Игорь Подоплелов, Николай Мазаев

Продолжительность: 3 часа 20 минут с одним антрактом


12+

Сейчас сложно представить, что «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха – этот краеугольный камень всей европейской музыки XVIII-XXI веков – двадцатилетнему Феликсу Мендельсону пришлось открывать заново в 1829 году. В родном лейпцигском соборе Св. Фомы «Страсти» исполнялись не только при жизни Баха, но и еще полвека (до 1800 года), но общеевропейскую, а затем всемирную известность этот шедевр обрел благодаря романтикам – во времена, когда принципы организации музыки и сами инструменты эпохи барокко канули, как тогда казалось, в лету. «Страсти по Матфею» (а за ними Месса си минор и другие сочинения Баха) оказались способны преодолеть стилевой, технологический и мировоззренческий разрыв и заговорить с людьми нового времени на их языке. С тех пор каждая эпоха по-своему понимала и интерпретировала эту духовную ораторию. С укреплением движения исторически информированного исполнительства «Страсти» были «переоткрыты» в их более или менее первозданном виде. И все же, процесс изучения композиторского замысла, поиска новых способов его постижения и восприятия продолжается до сих пор.
все билеты проданы подробнее

Дом Дягилева

Концерт-энигма
Il Duetto Notturno* \ * «Ночной дуэт»

Мила Фраенова — сопрано, скрипка
Марина Белова — теорба

Продолжительность: 40 минут


18+

Ночные концерты-энигмы — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Это редкая возможность провести самые короткие ночи в году, слушая музыку разных эпох.

Какие именно произведения исполнят музыканты, становится известно лишь после завершения концерта. Такой прием помогает сфокусировать внимание: движения чувств в ответ на ход музыкальных событий — вот предмет внимательного наблюдения для всех участников события. Угадывать композитора и стиль той или иной композиции тоже может быть увлекательно: отгадки найдутся в программке, которую каждый получит после концерта.

В этом году концерты-энигмы проходят в исторической гостиной Дома Дягилева — в концертном зале особняка, где великий импресарио провел свои детские годы.



все билеты проданы подробнее

Большой зал Пермской филармонии

Увертюры, арии, сюиты из опер Моцарта, Россини, Оффенбаха, Вагнера и Пуччини в переложениях для брасс-ансамбля, миниатюры разных жанров.

Продолжительность: 1 час 30 минут с одним антрактом

6+

Семейство коллективов musicAeterna пополнилось брасс-ансамблем: артисты оркестра из группы медных духовых объединились под руководством трубача Павла Курдакова. На Дягилевском фестивале состоится первый большой концерт musicAeterna Brass.

В первом отделении прозвучит музыка из известных опер в переложениях для брасс-ансамбля. Оркестровые увертюры из «Волшебной флейты» Моцарта и «Вильгельма Телля» Россини и сложнейшие арии – например, ария Царицы Ночи из «Волшебной флейты» или арии Пуччини в сюите-попурри из его сочинений – требуют большой виртуозности и мастерства драматичной кантилены. Баркарола из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» нуждается в нежной изящной подаче. Все эти оперные хиты в новой инструментальной оболочке с характерными для меди штрихами, красками и звуковой плотностью станут в большой степени сюрпризами для слушателей. И лишь Хор пилигримов из оперы Вагнера «Тангейзер» со своим сурово-экстатическом пафосом, напротив, словно сам стремится навстречу меди.

Второе отделение концерта напомнит об истоках ансамблей медных духовых. Впервые они стали популярными в ренессансном XVI веке, затем развивались как фанфарные оркестры, этнические ансамбли (например, на Балканах) или музыка для пленэра (самой экзотической формой которой стал русский роговой оркестр). Широкий репертуар брасс-ансамблей, как правило, основан на популярной, узнаваемой, часто танцевальной музыке. В русле этой традиции и будет построена вторая часть концерта-презентации musicAeterna Brass.

.
все билеты проданы подробнее

Частная филармония «Триумф»

Камерный концерт
Miludus: La Folie
Сочинения Люлли, Верачини, Генделя, Джеминиани, Рамо

Жан-Батист Люлли (1632–1687)
Ария Di rigori armata il seno, 4-й выход, 5-й акт комедии-балета «Мещанин во дворянстве», LWV 43(1670)
Франческо Мария Верачини (1690–1768)
Соната для скрипки и бассо континуо ре минор, № 12 из сборника 12 Sonate Accademiche, op. 2 (до 1744)
Passagallo: Largo assai
Allegro ma non presto
Adagio
Ciaccona: Allegro ma non presto
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Кантата La Lucrezia (O Numi eterni) для сопрано и бассо континуо фа минор, HWV 145 (1706)
Речитатив O Numi eterni!
Ария Già superbo del mio affanno
Речитатив Ma voi forse nel Cielo
Ария Il suol che preme
Речитатив Ah, che ancor nell’abisso и ариозо Alla salma in fedel porga
Речитатив A voi, padre, consorte и ариозо Già nel seno comincia
Франческо Джеминиани (1687–1762)
Соната для скрипки и бассо континуо ре мажор, № 1, H. 85 из сборника «12 сонат для скрипки», ор. 4 (1739)
Adagio
Allegro
Largo
Allegro assai
Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Ария Безумия (La Folie) Aux langueurs d’Apollon из 2-го акта оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона», RCT 53 (1745)

Ансамбль Miludus:
Мила Фраенова — вокал, скрипка
Иван Наборщиков — скрипка
Ольга Филиппова — клавесин
Марина Белова — теорба
Александр Гулин — виолончель

Елизавета Мороз - режиссер

16+

"Люди неизбежно столь безумны, что было бы безумием впасть в иное безумие - не быть безумным". Так сказал Блез Паскаль, один из самых наблюдательных мыслителей XVII века. Безумие, la folie, пронизывало собой его турбулентную эпоху. Опустошительные религиозные войны и битвы за наследство сменялись короткими периодами затишья. По дорогам Европы в попытках обыграть судьбу странствовали авантюристы. Искусство нового века, начавшись историей сумасшествия Дон Кихота, с каждым годом всё более пристально вглядывалось в темные глубины человеческих страстей: во власть безумия попадали Орландо и Геркулес, Генри Перселл выводил душевнобольных на сцену в своих песнях, а Уильям Хогарт заканчивал историю Повесы долговой тюрьмой и утратой разума.

В центре концерта La folie ансамбля Miludus - кантата "Лукреция" Георга Фридриха Генделя. Она сочинена во время пребывания композитора в Италии и написана на текст римского кардинала Бенедетто Памфили, чьему перу принадлежит также "Триумф времени и разочарования", премьера прошлогоднего Дягилевского фестиваля. "Лукреция" - фактически оперная сцена, в конденсированном виде рассказывающая историю добродетельной римлянки, которую изнасиловал царский сын. Не вынеся позора, она рассказала о случившемся мужу и заколола себя на его глазах. Музыка, поначалу традиционно чередует речитативы с ариями da capo, но во второй половине кантаты выходит из берегов - неожиданные перемены темпа и короткие рваные фразы выражают фатальное исступление героини.

Кантату окружают скрипичные сонаты двух итальянцев - Франческо Верачини и Франческо Джеминиани. Оба были выдающимися скрипачами, много путешествовали по Европе и встречались в Лондоне. Для скрипки оба писали музыку на пределе технических возможностей своего времени, изобретательную, экстравагантную и не всегда понятную современникам. В сонатах оба выглядят наследниками Арканджело Корелли, чьи сочинения в концертном стиле знаменуют собой начало высокого барокко. Их музыка не подражает пению и пользуется всеми преимуществами солирующего инструмента. Она динамична, богато орнаментирована и объединяет в единое целое виртуозные пассажи, танцевальные ритмы, контрапунктические упражнения и тонко варьируемые гармонические формулы.

Открывают и закрывают вечер арии двух классиков французского барокко - Жана-Батиста Люлли и Жана-Филиппа Рамо. Спектакли, из которых извлечены арии, объединяет желание героев преодолеть власть сложившегося социального порядка. Журден, протагонист "Мещанина во дворянстве", совместного спектакля Люлли и Мольера - буржуа, получивший дворянский титул, но мечтающий о недостижимом для него статусе наследственного аристократа. Нимфа Платея из оперы Рамо убеждена, что влюбленный Юпитер может вознести ее на более высокое место в божественной иерархии, чем написано ей на роду. Эпоха Старого режима видела в таких заблуждениях опасное отступление от разума, граничащее с сумасшествием и достойное наказания. Люлли включает в комедию дивертисмент Наций и сочиняет арию, текст которой составлен из итальянских оперных клише о "сладостных муках любви" (два с лишним века спустя Рихард Штраус в "Кавалере роз" напишет на этот же текст пародию на арию Пуччини). В опере Рамо Безумие появляется на сцене как персонаж и рассказывает историю Дафны, которая отвергла притязания Аполлона и была превращена в дерево: Купидон всегда мстит, и любовь жестока, когда он в ярости.

Елизавета Мороз, режиссер:
“Камерный музыкальный вечер предполагает театральное переживание, во время которого зрители следят за попытками героини расслышать собственное сознание и найти примирение с терзающими ее противоречиями. Внутри героини-певицы скрыт не один голос, но целый рой голосов. Порой их не разобрать. Порой они противоречат друг другу. Процесс расшифровки внутренних голосов и возможность услышать самого себя - центральная тема действия”.

купить билет подробнее