29.06 / чт / 22:00—23:00

Концерт МАСМ: БЕЗ СЛОВ

Частная филармония «Триумф»
В программе:
Алексей Сысоев (р. 1972)
Mon aimée, ma belle Irène для баритона и ансамбля на текст Бориса Вильде из «Дневника и писем из тюрьмы» (2018)

Андреас Мустукис (р. 1971)
L' Adieu для сопрано, ударных, электропиано и электроники на тексты Гийома Аполлинера (2023) Мировая премьера

Владимир Раннев (р. 1970)
«Вот такая любовь» для голоса, ансамбля и интерактивной электроники на анонимный текст из сборника «Рукописный девичий рассказ» социолога Сергея Борисова (2014)

Исполнители:
Константин Ефимов, флейта
Олег Танцов, кларнет
Михаил Дубов, фортепиано
Евгений Субботин, скрипка
Ольга Демина, виолончель
Тимофей Калашник, ударные
Андрей Винницкий, ударные

Солисты:
Владимир Красов, голос
Арина Зверева, голос
Ольга Россини, голос

Продолжительность 60 минут

18+
Фестивальная программа Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) – это небольшой обзор способов работы современных композиторов с вербальным текстом. В фокусе внимания ансамбля – разные тактики взаимодействия текста, солиста и музыкантов-инструменталистов, а также разные типы текстов, положенных на музыку в сочинениях ведущих авторов поколения 50-летних. Три произведения, исполняемые МАСМ, складываются в парадоксальное повествование о любви и смерти. В нем «высокие» и «низкие» жанры имеют равное право голоса, напряжение смягчается иронией, а китч оборачивается трепетной лирикой.

Алексей Сысоев – московский композитор-радикалист с бэкграундом джазового пианиста, вкусом к экспериментальной электронике и неакадемическому вокалу – предстает автором сочинения 2018 года, в котором баритон и инструментальный ансамбль исполняют традиционные солирующую и аккомпанирующую роли. Нетрадиционен здесь текст. Mon aimée, ma belle Irène – это полный текст предсмертного письма русского поэта и этнографа, участника французского Сопротивления Бориса Вильде из немецкой тюрьмы, в котором ожидание расстрела осмысляется из перспективы вечности и любви: «Смерть для меня, это осуществление Великой Любви, вхождение в подлинную реальность».


Цикл кипрского композитора, резидента musicAeterna Андреаса Мустукиса на слова Гийома Аполлинера «одевает» в неакадемическую электронно-перкуссионную звуковую оболочку классические стихи об осени французского авангардиста, анархиста, эстета и основателя сюрреализма: «Лист \ Облетает \ Поезд \ Версты считает \ Жизнь \ Тает».

В сочинении известного российско-немецкого композитора, участника группы «СоМа» Владимира Раннева «Вот такая любовь» (2014) анонимный текст из сборника «Рукописный девичий рассказ» социолога Сергея Борисова появляется на видеоэкране, в то время как солистка лишь вздыхает вместе с инструментальным ансамблем в такт бегущим строкам, «перепевающим» мотивы Ромео и Джульетты на новый лад: «Виктор упал на колени. Он бился, целовал портрет Лены, но этого было мало, во имя любви он достал яд и выпил его. “Прости, Лена, прости за мою небрежность, прости за мою неполную любовь, Лена! Я умираю во имя тебя…”».
купить билет

ДК Солдатова

В программе:

Петр Чайковский (1840 – 1893)

«Франческа да Римини»,
симфоническая фантазия по Данте, op. 32 (1876)

Итальянское каприччио
на темы народных песен для оркестра, ор. 45 (1880)

«Ромео и Джульетта»,
увертюра-фантазия по Шекспиру, ТН 42 (1869 – 1880)

Оркестр musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис

12+

Симфонический вечер оркестра musicAeterna посвящен Италии в творчестве Чайковского. Самый космополитичный из русских композиторов XIX века, Чайковский всю жизнь активно путешествовал по Европе, успев трижды побывать на Апеннинском полуострове уже к 1880 году. Сам характер его дарования скорее «итальянский», чем «немецкий»: Чайковский ценит открытые эмоции и выразительность мелодии, насыщает абстрактные симфонические жанры театральным драматизмом, а успех у публики ценит выше, чем одобрение критиков. В программу концерта вошли три его опуса, связанные с Италией музыкально или сюжетно.

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» соседствует в творческой биографии Чайковского с «Лебединым озером» и «Евгением Онегиным» — все три сочинения объединяет тема обреченности любви. Замысел «Франчески» возник у композитора по пути в Байрейт на премьеру «Кольца нибелунга»; позже Чайковский соглашался с мнением критиков о влиянии Вагнера на свою партитуру. В истории Паоло и Франчески композитора интересует прежде всего ее драматический потенциал. Чайковский не склонен к отвлеченным поискам звукового колорита, он эмоционально вовлечен в избранный сюжет, подчеркивая в нем остроту конфликта и глубину чувств персонажей. Сен-Санс ставил «Франческу» в музыкальном отношении выше «Данте-симфонии» Листа, а виолончелист Карл Давыдов, которому автор позже посвятит Итальянское каприччио, называл фантазию «величайшим произведением нашего времени».

В декабре 1879 года Чайковский оказался в Риме в период карнавала и под впечатлением от увиденного задумал сочинить «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Несколько месяцев спустя партитура Итальянского каприччио была готова. Она действительно во многом наследует испанскому диптиху Глинки — от деталей формы и оркестровки до общего подхода к «национальному» как к развлекательной экзотике. Чайковский в Каприччио смотрит на Средиземноморье взглядом туриста: это райская земля, где нет печалей, борьбы и драм, а звуки лучатся радостью, светом и безмятежностью. «Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости», — резюмировал после премьеры один из рецензентов.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — единственное крупное симфоническое сочинение Чайковского, не имеющее опусного номера. Чайковский мог считать увертюру не в полном смысле своим сочинением - поскольку роль Балакирева в ее создании, по сути, балансирует на грани соавторства. Именно Балакирев (которому увертюра и посвящена) предложил Чайковскому сюжет, тональный план, основные образы и даже конкретные изобразительные решения («свирепое Allegro с сабельными ударами»), а его критика заставила Чайковского сочинять заново целые отсеки формы, от интродукции до заключения. В «Ромео и Джульетте» Чайковский впервые нашел свою личную формулу симфонической драмы: фатальные образы рока, заостренные контрасты, эмоциональные волны, изолированная и отрешенная от окружающих бурь лирика, трагическая развязка конфликта и двусмысленный триумф. А также в первый раз в жизни взошел к вершине мелодической выразительности — в знаменитой теме любви, которую Римский-Корсаков позже признал «одной из лучших тем всей русской музыки».
билеты подробнее

ДК Солдатова

В программе:

Петр Чайковский (1840 – 1893)

«Франческа да Римини»,
симфоническая фантазия по Данте, op. 32 (1876)

Итальянское каприччио
на темы народных песен для оркестра, ор. 45 (1880)

«Ромео и Джульетта»,
увертюра-фантазия по Шекспиру, ТН 42 (1869 – 1880)

Оркестр musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис



12+

Симфонический вечер оркестра musicAeterna посвящен Италии в творчестве Чайковского. Самый космополитичный из русских композиторов XIX века, Чайковский всю жизнь активно путешествовал по Европе, успев трижды побывать на Апеннинском полуострове уже к 1880 году. Сам характер его дарования скорее «итальянский», чем «немецкий»: Чайковский ценит открытые эмоции и выразительность мелодии, насыщает абстрактные симфонические жанры театральным драматизмом, а успех у публики ценит выше, чем одобрение критиков. В программу концерта вошли три его опуса, связанные с Италией музыкально или сюжетно.

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» соседствует в творческой биографии Чайковского с «Лебединым озером» и «Евгением Онегиным» — все три сочинения объединяет тема обреченности любви. Замысел «Франчески» возник у композитора по пути в Байрейт на премьеру «Кольца нибелунга»; позже Чайковский соглашался с мнением критиков о влиянии Вагнера на свою партитуру. В истории Паоло и Франчески композитора интересует прежде всего ее драматический потенциал. Чайковский не склонен к отвлеченным поискам звукового колорита, он эмоционально вовлечен в избранный сюжет, подчеркивая в нем остроту конфликта и глубину чувств персонажей. Сен-Санс ставил «Франческу» в музыкальном отношении выше «Данте-симфонии» Листа, а виолончелист Карл Давыдов, которому автор позже посвятит Итальянское каприччио, называл фантазию «величайшим произведением нашего времени». 

В декабре 1879 года Чайковский оказался в Риме в период карнавала и под впечатлением от увиденного задумал сочинить «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Несколько месяцев спустя партитура Итальянского каприччио была готова. Она действительно во многом наследует испанскому диптиху Глинки — от деталей формы и оркестровки до общего подхода к «национальному» как к развлекательной экзотике. Чайковский в Каприччио смотрит на Средиземноморье взглядом туриста: это райская земля, где нет печалей, борьбы и драм, а звуки лучатся радостью, светом и безмятежностью. «Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости», — резюмировал после премьеры один из рецензентов.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — единственное крупное симфоническое сочинение Чайковского, не имеющее опусного номера. Чайковский мог считать увертюру не в полном смысле своим сочинением - поскольку роль Балакирева в ее создании, по сути, балансирует на грани соавторства. Именно Балакирев (которому увертюра и посвящена) предложил Чайковскому сюжет, тональный план, основные образы и даже конкретные изобразительные решения («свирепое Allegro с сабельными ударами»), а его критика заставила Чайковского сочинять заново целые отсеки формы, от интродукции до заключения. В «Ромео и Джульетте» Чайковский впервые нашел свою личную формулу симфонической драмы: фатальные образы рока, заостренные контрасты, эмоциональные волны, изолированная и отрешенная от окружающих бурь лирика, трагическая развязка конфликта и двусмысленный триумф. А также в первый раз в жизни взошел к вершине мелодической выразительности — в знаменитой теме любви, которую Римский-Корсаков позже признал «одной из лучших тем всей русской музыки».

купить билет подробнее

Пермская художественная галерея

В программе:

Концерт-энигма. Программа будет объявлена после окончания концерта.

Продолжительность 40 минут

18+

Хор musicAeterna под управлением Виталия Полонского исполнит западноевропейскую музыку XVI-XXI веков для хора a capella.

Ночные концерты-энигмы в Пермской художественной галерее — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Под куполом галереи, в окружении пермских богов — уникальных деревянных скульптур — звучит музыка: какая именно — становится известно лишь после завершения программы. За это время полумрак в зале постепенно уступает место свету, и сразу после концерта зрители могут выйти на берег Камы, чтобы встретить восход.
все билеты проданы подробнее

Дворец культуры им. Солдатова

В программе:

1 отделение
 
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Увертюра к оратории «Мессия», HWV 56 (1741)
 
Comfort ye, comfort ye my people («Утешайте народ мой»), ария из оратории «Мессия» Солист: Сергей Годин
 
Every valley shall be exalted («Всякий дол да наполнится»), ария из оратории «Мессия»
Солист: Сергей Годин
 
But who may abide the day of His coming («И кто выдержит день пришествия Его»), ария из оратории «Мессия»
Солист: Дмитрий Синьковский
 
No, piu sotfrir non voglio («Нет, больше страдать не хочу»), ария Лизауры из оперы «Александр», HWV 21 (1726)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Антонио Кальдара (1670-1736)
Come raggio di sole («Как солнца ясный луч»), ария из оперы «Постоянство в любви побеждает обман» (1710)
Солист: Константин Сучков
 
Риккардо Броски (1698-1756)
Qual guerriero in campo armato («Подобно воину на поле боя»), ария Дария из оперы «Идасп» (1730)
Солистка: Яна Дьякова
 
Антонио Вивальди (1678-1741)
Концерт для скрипки, органа, струнных и basso continuo ре минор, RV541
Allegro
Grave
Allegro
Солисты:
Кристина Траулько, скрипка
Федор Строганов, клавесин и орган
 
Георг Фридрих Гендель
Piangi pur («Плачь, если хочешь»), ария Араспа из оперы «Птолемей», HWV 25 (1728)
Солист: Константин Сучков
 
Ah! Think what ills (Ах, подумайте, какие беды»), ария Иолы из оратории «Геракл», HWV 60 (1745)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Where shall I fly? («Куда мне полететь?»), ария Деяниры из оратории «Геракл»
Солистка: Яна Дьякова
 
Dove sei, amato bene? («Где ты, моя возлюбленная?»), ария Бертарида из оперы «Роделинда, королева лангобардов», HWV 19 (1725)
Солист: Дмитрий Синьковский
 
2 отделение
 
Георг Фридрих Гендель
È un folle, è un vile affetto («Безумная, презренная страсть»), ария Оронте из оперы «Альцина», HWV 34 (1735)
Солист: Сергей Годин
 
Credele al mio dolore («Поверьте мне, что я страдаю»), ария Морганы из оперы «Альцина» Солистка: Диляра Идрисова
 
Un momento di contento («Мгновение счастья»), ария Оронте из оперы «Альцина»
Солист: Сергей Годин
 
Франческо Дуранте (1684-1755)
Vergin, tutt'amor («Дева чистая, исполненная любви»), вокализ № 128 из сборника Solfeges d'Italie (1772), с текстом и basso continuo опубликован в Echos d'Italie, vol.6 (1874)
Солист: Константин Сучков
 
Джованни Баттиста Перголези (1710-1736)
Splenda per voi sereno («Сияю для Вас безмятежно»), ария Сабины из оперы «Адриан в Сирии», P.140 (1734)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Антонио Вивальди
Концерт для двух скрипок, виолончели и струнных ре минор, op. 3, № 11 из сборника L’estro armonico («Гармоническое вдохновение»), RV 565 (1711)
Allegro
Adagio e spiccato
Allegro (fuga)
Largo e spiccato
Allegro
Солисты:
Кристина Траулько, скрипка
Игорь Бобович, виолончель
 
Armatae face et anguibus («О, Фурии, явитесь к нам!»), ария Вагуса из оратории «Торжествующая Юдифь», RV 644 (1716)
Солистка: Яна Дьякова
 
Se il cor guerriero («Если твое воинственное сердце»), ария Тито из оперы «Тито Манлио», RV 778 (1719)
Солист: Константин Сучков
 
Agitata da due venti («Гонима двумя ветрами»), ария Констанцы из оперы «Гризельда», RV 718 (1735)
Солистка: Яна Дьякова

оркестр La Voce Strumentale
дирижер Дмитрий Синьковский

солисты:
Дмитрий Синьковский, контратенор
Диляра Идрисова, сопрано
Яна Дьякова, меццо-сопрано
Сергей Годин, тенор
Константин Сучков, баритон

Кристина Траулько, скрипка
Игорь Бобович, виолончель
Федор Строганов, клавесин

Продолжительность 120 минут

12+

«Барокко-гала» не пытается охватить в одном вечере полуторавековую эпоху целиком. Программа концерта предлагает нам один, но крайне важный ракурс: взгляд на итальянскую ветвь Высокого барокко и два главных ее достижения — оперу-сериа и инструментальный концертный стиль.

Гендель — немец, большую часть жизни проведший в Англии — является вместе с тем одним из главных представителей итальянского стиля, и закономерно занимает в программе вечера центральное место. Арии из его опер написаны в триумфальный лондонский период, когда в спектаклях возглавляемой Генделем Королевской академии музыки пело суперзвездное трио — кастрат Сенезино, Франческа Куццони и Фаустина Бордони. Их сменяют арии из англоязычных ораторий, написанных позже, когда итальянская опера в Англии вышла из моды и на пару веков была предана забвению. Ее стиль и методы продолжили жить в новом облике — в арии Деяниры из оратории "Геракл" Гендель трансформирует форму da capo в драматическую сцену и предвосхищает сцены сумасшествия из опер бельканто XIX века.

Перу Антонио Вивальди, кроме арий, принадлежат также единственные в программе чисто инструментальные сочинения. Среди них концерт из сборника L'estro armonico — возможно, самой влиятельной коллекции инструментальной музыки в XVIII веке. А рядом с ними — арии композиторов «второго ряда», чья музыка, на самом деле, ничуть не слабее музыки признанных звезд: ее гармонические эксперименты не менее смелы, вокальные партии не менее головоломны, а оркестр звучит с такой же лирической или гневной силой. Итальянская музыка пряма и чувственна, она сопротивляется дистанцированному слушанию и неумолимо втягивает нас в свою эмоциональную орбиту. Возможно, здесь и скрыт секрет ее популярности, не ослабевающей даже сейчас, 300 лет спустя.
купить билет подробнее