27.12 / пт / 19:00

Концерт оркестра musicAeterna

Большой зал Пермской филармонии
ул. Куйбышева, 14

Программа:

Морис Равель (1875–1937)
Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя» (1912)
Lever de jour. Lent
Pantomime
Danse générale

«Вальс», хореографическая поэма для оркестра, M. 72 (1919–1920)

Отторино Респиги (1879–1936)
«Пинии Рима», симфоническая поэма, P. 141 (1924)
I pini di Villa Borghese | «Пинии виллы Боргезе»
Pini presso una catacomba | «Пинии у катакомб»
I pini del Gianicolo | «Пинии холма Яникул»
I pini della Via Appia | «Пинии Аппиевой дороги»

Дирижер Теодор Курентзис
12+
В программе оркестра musicAeterna встречаются Морис Равель и Отторино Респиги — мастера колористического симфонизма, импрессионисты, освобожденные от оков классической гармонии и формы, открывшие для себя сокровища доклассической музыки и отдавшие дань неоклассицизму. Оба композитора работали с труппой Ballets Russes Сергея Дягилева: идеи русского импресарио в значительной степени повлияли на их творчество. Еще прежде встречи с Дягилевым Респиги — концертмейстер группы альтов Мариинского театра — брал уроки у главного российского «музыкального живописца» Николая Римского-Корсакова: именно его методы инструментовки в «Пиниях Рима» доведены до красочного предела.

В программе musicAeterna исполняются самые известные сочинения Равеля и Респиги.
Музыку к балету «Дафнис и Хлоя», заказанному Дягилевым и блистательно поставленному Михаилом Фокиным в декорациях Льва Бакста, Морис Равель превратил в две оркестровые сюиты. Во вторую сюиту вошла третья картина балета целиком. Три эпизода — «Рассвет», «Пантомима», «Общий танец» — живописуют богатыми оркестровыми средствами пробуждение природы и чувств, от первой зари до вакхической пляски, напоминающей о «Половецких танцах» Бородина. «Вальс», также предназначавшийся для труппы Сергея Дягилева, был окончен уже после Первой мировой войны. Эта хореографическая поэма отсылает к наследию Иоганна Штрауса, однако ее безудержная танцевальность имеет темную сторону: «Я задумал апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря», — пояснял сам Равель.

Четырехчастная симфоническая поэма Отторино Респиги «Пинии Рима» имеет ясную, не скрываемую композитором программу. В «Пиниях виллы Боргезе» Респиги буквально рисует оркестровыми средствами игру детей в солдатиков. «Пинии у катакомб» представляют собой романтическую картину раннехристианского богослужения с прямыми цитатами из григорианских хоралов. Третья часть — «Пинии холма Яникул» — своей поэзией рассветной природы и пробуждающегося томления напоминает о «Дафнисе» Равеля, но Респиги идет дальше и первым в истории музыки включает в партитуру граммофонную запись соловьиного пения. Наконец, в «Пиниях Аппиевой дороги» невероятно красочный марш.
все билеты проданы

Большой зал Пермской филармонии

ул. Куйбышева, 14


Программа:

Роберт Шуман (1810—1856)
Фортепианный цикл «Крейслериана», ор. 16 (1838)

Иоганнес Брамс (1833—1897)
Тема с вариациями ре минор, op. 18b (1860)

второе отделение:

Николай Метнер (1879—1951)
Три сказки для фортепиано, ор. 42 (1914)
Пьесы № 2 и № 4 из цикла Шесть сказок для фортепиано, ор. 51 (1928)
Пьеса № 3 и № 1 из цикла Четыре сказки для фортепиано, ор. 26 (1912)

Сергей Прокофьев (1953)
Фортепианный цикл «Сарказмы», ор. 17 (1914)

Доменико Скарлатти
Избранные сонаты для клавира

Продолжительность: 2 часа с одним антрактом

12+

Варвара Мягкова возвращается на Дягилевский фестиваль с новой сольной программой, в которой представит романтический коллаж от «Крейслерианы» Шумана и темы с вариациями Брамса до «Русских сказок» Метнера. Программу завершит парадоксальное сопоставление цикла фортепианных миниатюр Прокофьева «Сарказмы» и семи сонат барочного композитора Доменико Скарлатти.

Цель пианистки — обнаружить и раскрыть явные и неочевидные связи между сочинениями разных стилей и эпох: «Собрав воедино, казалось бы, столь разные, совсем непохожие друг на друга произведения, я не только дала возможность раскрыться всему своему опыту, но и не могла пройти мимо интонации голоса — неравнодушного, горячего, не позволяющего себе отстраниться, голоса бескорыстной и преданной любви. Мне хочется словно заново открыть эти произведения как сочинения совершенно современные. Мы не являемся потомками этих нот. Они живут в нас с момента создания по настоящий, только что наступивший миг».

Варвара Мягкова получила взрывную известность благодаря распространению ее записей и интервью в социальных сетях. С 2019 года сольная карьера выпускницы Московской консерватории, многие годы работавшей концертмейстером детского хора, развивается стремительно. Сейчас Варвара Мягкова выступает в лучших концертных залах и на самых крупных музыкальных фестивалях России. Ее репертуар максимально широк — от музыки Баха до сочинений современных композиторов, пишущих в духе «новой простоты», в том числе, специально для пианистки.
билеты подробнее

Частная филармония «Триумф»

ул. Ленина, 44


Камерный концерт

Антон Веберн (1883–1945)
Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, op. 7 (1910 / 1914)
Sehr langsam
Rasch
Sehr langsam
Bewegt

Сергей Прокофьев (1891–1953)
Соната для скрипки и фортепиано № 1 фа минор, op. 80 (1938–1946)
Andante assai
Allegro brusco
Andante
Allegrissimo

Джон Кейдж (1912–1992)
Ноктюрн для скрипки и фортепиано, JC. 93 (1947)

Бела Барток (1881–1945)
Соната для скрипки и фортепиано № 1 до-диез минор, BB. 84 (1921)
Allegro appassionato
Adagio
Allegro molto

Продолжительность: 70 мин., без антракта

18+

Иван Наборщиков — один из самых ярких скрипачей и композиторов последнего поколения, лауреат международных конкурсов, широко гастролирующий в России и Европе, — представляет новую камерную программу вместе с пианистом Юрием Пановым. В концерте прозвучат сочинения, созданные в первой половине XX века. Два крупных цикла — эпическая Первая скрипичная соната Прокофьева и неофольклорная Первая соната для скрипки и фортепиано Бартока, в которой композитор экспериментирует с атональностью, — чередуются с пуантилистически-абстракционистскими Четырьмя пьесами Веберна и ранним, импрессионистичным Ноктюрном Кейджа.
Иван Наборщиков так поясняет замысел программы: «Для меня самым важным является образ ночи и связанные с этим образом ощущения, явления, мысли, действия, которые можно найти в каждом сочинении программы. Концерт мне видится как единое высказывание, без аплодисментов между произведениями».
билеты подробнее

Органный зал Пермской филармонии

ул. Ленина, 51б

Камерный концерт

Исполнители:
Дмитрий Бородин, скрипка
Андрей Росцик, скрипка
Динара Муратова, альт
Владимир Словачевский, виолончель
Андрей Бараненко, фортепиано

Программа:

Морис Равель (1875–1937)
Фортепианное трио ля минор, M. 67 (1914)
Modere
Pantoum: Assez vif
Passacaille: Tres Large
Finale: Anime

Марко Никодиевич (р. 1980)
Струнный квартет № 2 (2019)
Introduzione
Ruvido e animato
Tango. Oscuro e minaccioso
Vivace
Adagio mesto

Второе отделение:

Марко Никодиевич
Prelazak preko nochog plavetnila / «Пересекая ночную синеву» для фортепианного квинтета (2020)

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Фортепианный квинтет соль минор, op. 57 (1940)
Prelude: Lento – poco piu mosso – Lento
Fugue: Adagio
Scherzo: Allegretto
Intermezzo: Lento
Finale: Allegretto

Продолжительность: 1 час 50 минут с антрактом

12+

Солисты оркестра musicAeterna представляют новую камерно-инструментальную программу с сочинениями Мориса Равеля, Дмитрия Шостаковича и известного современного сербского композитора Марко Никодиевича.

От трио — к фортепианному квинтету: так, по принципу постепенного уплотнения фактуры и звучности построен концерт. Открывает его Фортепианное трио Равеля — виртуозный цикл, образец зрелого письма композитора. В нем баскские, непривычные для европейского уха ритмы встречаются с экзотическими формами малайской поэзии, а графичность инструментальных линий — с глубокой эмоциональностью. Исполнением этого сочинения музыканты отмечают 150-летие со дня рождения композитора.

Завершает программу Фортепианный квинтет Дмитрия Шостаковича — этот цикл вызвал триумф на премьере в 1940 году. Полифоничность баховского типа соединяется в этом произведении с «народным» мелосом, близким к оперному языку Мусоргского, лирика и драма сплавлены воедино, а образы неутомимого зла почти не дают о себе знать. Музыковед Левон Акопян относит к музыке квинтета фразу, сказанную британским критиком Джеральдом Абрахамом о Пятой симфонии: «Вот Шостакович, из которого изгнали бесов».
  
Между двумя классическими камерными опусами начала и середины XX века располагаются два сочинения нашего современника Марко Никодиевича — Струнный квартет № 2 и пьеса для фортепианного квинтета, поэтичное название которой можно перевести как «Пересекая ночную синеву». Яркая, энергичная, часто связанная с наследием прошлого или, напротив, с элементами электронного техно музыка этого композитора хорошо знакома аудитории Дягилевского фестиваля.
билеты подробнее

Большой зал Пермской филармонии

ул. Куйбышева, 14

Музыкальная феерия
по мотивам сочинений Халиля Джебрана

Автор идеи Петр Главатских
Режиссер Василий Поспелов
Художник по свету Никита Черноусов

Исполнители:
Петр Главатских, ударные
Шрия Саран (Индия), текст, танец
Ансамбль «Хиндустани»
Струнный квинтет им. Вайнберга

Программа:

Григорий Смирнов (р. 1982)
«Зеркала пустоты» для маримбы и электронного эффекта Delay (2008)

Хазрат Инайят Хан (1882—1927)
Сюита из музыки к спектаклю «Шакунтала», аранжировка для струнного квинтета Владимира Поля (1914)

Петр Главатских (р. 1979)
«Посвящение Халилю Джебрану» для ударных соло

Традиционная музыка хиндустани
Традиционный танец катхак
Чтение

Продолжительность: 1 час, 30 мин.

16+

«Прибытие корабля», проект постоянного участника Дягилевского фестиваля, московского мультиперкуссиониста, композитора и продюсера Петра Главатских — это музыкальное приношение ливанскому писателю Халилю Джебрану и его книге «Пророк», написанной как сборник философских стихотворений в прозе. В основе притчи — представление о фундаментальном единстве религий. Проект Петра Главатских также основан на объединении — но не конфессий, а культурных традиций и музыкальных миров.

Актриса Болливуда Шрия Саран танцует в традиционном индийском стиле катхак и читает фрагменты книги Халиля Джебрана на английском языке. Солист ансамбля «Хиндустани» Ильдар Хабибуллин, мастер традиционного индийского вокала, поет и читает русский перевод.

В диалог с классической индийской музыкой северной традиции хиндустани вступают произведения легендарного философа и музыканта Хазрата Инайята Хана. В 1913 году он семь месяцев прожил в Москве, исполняя индийскую классическую музыку и распространяя оригинальные философские идеи. Российские музыканты помогли ему издать сборник «Песни хиндустани» с индийскими мелодиями в переложениях для фортепиано, а некоторые из них в аранжировках для струнного квинтета вошли в балет-мистерию «Шакунтала», поставленный Александром Таировым в 1914 году. Вместе с фрагментами из этого балета прозвучат произведение Григория Смирнова «Зеркала пустоты» и новое сочинение Петра Главатских для перкуссии по мотивам книг Джебрана.
билеты подробнее