24.06 / сб / 22:00—23:30

musicAeterna4 и Йоргос Калудис (Греция): Come again… Sweet love

Органный зал Пермской филармонии
В программе:
Вокальный ансамбль musicAeterna4
при участии 
Йоргоса Калудиса, классическая критская лира
Come Again…Sweet Love | «Приди вновь… сладчайшая любовь»


Kyrie Eleison. Хильдегард фон Бинген (1098–1179)

O Virtus Sapientiae. Хильдегард фон Бинген, аранжировка для ансамбля a capella Черил Линн Хелм (р. 1957)

Belial vocatur, мотет. Аноним. Codex Las Huelgas (Испания, XIII-XIV вв.)

Stella splendens, виреле. Аноним. Ell Llibre Vermell de Montserrat (Каталония, XIII–XIV вв.)

Quand je bois du vin clairet, турдион (танец). Аноним. Сборник Пьера Аттеньяна 
«9 basses dances, 2 branles, 25 Pavennes, avec 15 Gaillardes» (Париж, 1530)

Pastyme With Good Companye, баллада. Генрих VIII (1491–1547)

Greensleeves, народная баллада (Лондон, 1580-1584)

Belle qui tiens ma vie, павана на 4 голоса. Туано Арбо (1520–1595)

Quant en moy / Amour et biauté parfaite / Amara valde, изоритмический мотет. Гийом де Машо (1300–1377)

Come Again, Sweet Love doth Now Invite, песня. Джон Доуленд (1562–1625) 

Célébrons sans cesse, канон. Орландо ди Лассо (1532–1594)

Plus belle que flor est / Quant revient / L'autrier joer / Flos filius eius, мотет. Аноним. Codex Montpellier (Франция, XIII в.)

Je ne cuit pas, баллада. Гийом де Машо 

Plus dure qu'un dyamant, баллада. Гийом де Машо 

Tant que vivray, шансон. Клоден де Сермизи (ок. 1490–1562)

If Ye Love Me, антем. Томас Таллис (ок. 1505–1585)

Iam nubes dissolvitur / Iam novum sidus oritur, двойной мотет. Аноним. Codex Las Huelgas (Испания, XIII-XIV вв.)

Продолжительность 90 минут

18+
На Дягилевском фестивале-2023 вокальный ансамбль musicAeterna4 при участии греческого инструменталиста, мастера игры на критской классической лире Йоргоса Калудиса представляет новую программу западноевропейской музыки средних веков и возрождения. Ее название, взятое из песни великого английского композитора Джона Доуленда Come Again…Sweet Love («Приди вновь… сладчайшая любовь») изящно намекает не только на основную тему программы — любовь земную как отражение любви небесной, — но и на ее кольцевую структуру.

Цикл песнопений открывается самыми ранними западноевропейскими гимнами, чье авторство нам известно: это Kyrie Eleison и O Virtus Sapientiae святой Хильдегарды Бингенской – визионерки, писательницы, необыкновенно самостоятельного композитора и деятельной аббатиссы XII века. Другие раннеполифонические средневековые произведения анонимны: сам институт авторства был не нужен монахам-«музикусам», соединявшим новые мотивы, тексты и ритмы со старыми, известными григорианскими хоралами или народными мелодиями. Их мотеты и виреле мы знаем по названиям кодексов — манускриптов, в которых они были записаны. Духовное и светское в их произведениях нередко смешивались буквально, по вертикали (когда три-четыре голоса одновременно распевали три-четыре разных текста, включавших и духовные гимны на латыни, и любовные песенки на национальных языках).

Полифонические и одноголосные сочинения самого крупного известного средневекового автора — поэта и композитора XIV века Гийома де Машо — служат своего рода мостом к новой эпохе, когда музыкальные произведения стало принято подписывать именем сочинителя. Впрочем, опусы «народного» происхождения – популярные песни и танцы, как прославленная английская баллада Greensleeves или французский турдион Quand je bois du vin clairet — по-прежнему хранили анонимность и допускали публикации множества тексто-музыкальных вариантов. С опусами Джона Доуленда, Томаса Таллиса, Орландо ди Лассо или Клодена де Сермизи, опубликованными в сборниках или передававшимися в рукописных в списках, такие вольности были уже непозволительны.

Дойдя до вершин ренессансной полифонии, концертная программа musicAeterna4 делает поворот назад — к Гийому де Машо и анонимной музыке XIII века, словно бы говоря: «Приди вновь…». Так в центре внимания исполнителей и в памяти слушателей закрепится средневековая звуковая стихия, поддержанная терпким тембром классической критской лиры в руках Йоргоса Калудиса.

musicAeterna4 — вокальный ансамбль a cappella — создан в 2012 году артистками хора musicAeterna, владеющими не только академической, но и эстрадно-джазовой вокальной техникой. Основу репертуара составляют авторские аранжировки национальных песен (русских, цыганских, греческих, татарских, испанских и др.), произведения современных композиторов, переложения джазовых и блюзовых композиций из бродвейских мюзиклов, саундтреков к кинофильмам.

Йоргос Калудис – виолончелист, исполнитель на классической критской лире, импровизатор, композитор. Как исполнитель на классической критской лире выпустил семь альбомов, выступал с сольными концертами в афинском зале «Мегарон», на фестивалях старинной, академической и джазовой музыки в разных странах Европы и в России, сотрудничал с такими коллективами как Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга и камерный хор Lage Artis (Санкт-Петербург), Королевский национальный оркестр Шотландии, Кипрский симфонический оркестр, Национальный оркестр Салоников. В настоящее время работает над исследовательским проектом «Публикация методики преподавания игры на классической критской лире и применение современных технологий в исполнительских интерпретациях» на базе Университета Крита. Среди его творческих партнеров – меццо-сопрано Ирини Циракидис, пианистка Димитра Коккинопулу, актриса античной драмы София Хилл, а также трио Thesis и вокальный ансамбль musicAeterna4.
все билеты проданы трансляция
Теодор Курентзис и musicAeterna: Бах «Страсти по Матфею»
все билеты проданы
Il Duetto Notturno | «Ночной дуэт»
Концерт 21.06 / пт / 01:30—05:00

Il Duetto Notturno | «Ночной дуэт»

все билеты проданы
musicAeterna Brass: оперные шедевры
Концерт 21.06 / пт / 18:00—05:00

musicAeterna Brass: оперные шедевры

все билеты проданы
Miludus: La Folie
Концерт 21.06 / пт / 22:00—05:00

Miludus: La Folie

все билеты проданы

Большой зал Пермской филармонии

Иоганн Себастьян Бах
(1685–1750)
«Страсти по Матфею»,
духовная оратория для солистов, двойного хора и двойного оркестра на либретто Пикандера (Кристиана Фридриха Хенрици), BWV 244

Исполняют:
Хор и оркестр musicAeterna
Детский хор «Весна» им А.С. Пономарева
Приглашенные солисты

Дирижер – Теодор Курентзис

Солисты:
Сопрано – Елизавета Свешникова, Елене Гвритишвили
Альты – Андрей Немзер, Наталья Буклага
Тенора – Егор Семенков в партии Евангелиста, Борис Степанов
Басы – Алексей Кротов в партии Иисуса, Игорь Подоплелов, Николай Мазаев

Продолжительность: 3 часа 20 минут с одним антрактом


12+

Сейчас сложно представить, что «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха – этот краеугольный камень всей европейской музыки XVIII-XXI веков – двадцатилетнему Феликсу Мендельсону пришлось открывать заново в 1829 году. В родном лейпцигском соборе Св. Фомы «Страсти» исполнялись не только при жизни Баха, но и еще полвека (до 1800 года), но общеевропейскую, а затем всемирную известность этот шедевр обрел благодаря романтикам – во времена, когда принципы организации музыки и сами инструменты эпохи барокко канули, как тогда казалось, в лету. «Страсти по Матфею» (а за ними Месса си минор и другие сочинения Баха) оказались способны преодолеть стилевой, технологический и мировоззренческий разрыв и заговорить с людьми нового времени на их языке. С тех пор каждая эпоха по-своему понимала и интерпретировала эту духовную ораторию. С укреплением движения исторически информированного исполнительства «Страсти» были «переоткрыты» в их более или менее первозданном виде. И все же, процесс изучения композиторского замысла, поиска новых способов его постижения и восприятия продолжается до сих пор.
все билеты проданы подробнее

Дом Дягилева

Концерт-энигма
Il Duetto Notturno* \ * «Ночной дуэт»

Мила Фраенова — сопрано, скрипка
Марина Белова — теорба

Продолжительность: 40 минут


18+

Ночные концерты-энигмы — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Это редкая возможность провести самые короткие ночи в году, слушая музыку разных эпох.

Какие именно произведения исполнят музыканты, становится известно лишь после завершения концерта. Такой прием помогает сфокусировать внимание: движения чувств в ответ на ход музыкальных событий — вот предмет внимательного наблюдения для всех участников события. Угадывать композитора и стиль той или иной композиции тоже может быть увлекательно: отгадки найдутся в программке, которую каждый получит после концерта.

В этом году концерты-энигмы проходят в исторической гостиной Дома Дягилева — в концертном зале особняка, где великий импресарио провел свои детские годы.



все билеты проданы подробнее

Большой зал Пермской филармонии

Увертюры, арии, сюиты из опер Моцарта, Россини, Оффенбаха, Вагнера и Пуччини в переложениях для брасс-ансамбля, миниатюры разных жанров.

Продолжительность: 1 час 30 минут с одним антрактом

6+

Семейство коллективов musicAeterna пополнилось брасс-ансамблем: артисты оркестра из группы медных духовых объединились под руководством трубача Павла Курдакова. На Дягилевском фестивале состоится первый большой концерт musicAeterna Brass.

В первом отделении прозвучит музыка из известных опер в переложениях для брасс-ансамбля. Оркестровые увертюры из «Волшебной флейты» Моцарта и «Вильгельма Телля» Россини и сложнейшие арии – например, ария Царицы Ночи из «Волшебной флейты» или арии Пуччини в сюите-попурри из его сочинений – требуют большой виртуозности и мастерства драматичной кантилены. Баркарола из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» нуждается в нежной изящной подаче. Все эти оперные хиты в новой инструментальной оболочке с характерными для меди штрихами, красками и звуковой плотностью станут в большой степени сюрпризами для слушателей. И лишь Хор пилигримов из оперы Вагнера «Тангейзер» со своим сурово-экстатическом пафосом, напротив, словно сам стремится навстречу меди.

Второе отделение концерта напомнит об истоках ансамблей медных духовых. Впервые они стали популярными в ренессансном XVI веке, затем развивались как фанфарные оркестры, этнические ансамбли (например, на Балканах) или музыка для пленэра (самой экзотической формой которой стал русский роговой оркестр). Широкий репертуар брасс-ансамблей, как правило, основан на популярной, узнаваемой, часто танцевальной музыке. В русле этой традиции и будет построена вторая часть концерта-презентации musicAeterna Brass.

.
все билеты проданы подробнее

Частная филармония «Триумф»

Камерный концерт
Miludus: La Folie
Сочинения Люлли, Верачини, Генделя, Джеминиани, Рамо

Жан-Батист Люлли (1632–1687)
Ария Di rigori armata il seno, 4-й выход, 5-й акт комедии-балета «Мещанин во дворянстве», LWV 43(1670)
Франческо Мария Верачини (1690–1768)
Соната для скрипки и бассо континуо ре минор, № 12 из сборника 12 Sonate Accademiche, op. 2 (до 1744)
Passagallo: Largo assai
Allegro ma non presto
Adagio
Ciaccona: Allegro ma non presto
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Кантата La Lucrezia (O Numi eterni) для сопрано и бассо континуо фа минор, HWV 145 (1706)
Речитатив O Numi eterni!
Ария Già superbo del mio affanno
Речитатив Ma voi forse nel Cielo
Ария Il suol che preme
Речитатив Ah, che ancor nell’abisso и ариозо Alla salma in fedel porga
Речитатив A voi, padre, consorte и ариозо Già nel seno comincia
Франческо Джеминиани (1687–1762)
Соната для скрипки и бассо континуо ре мажор, № 1, H. 85 из сборника «12 сонат для скрипки», ор. 4 (1739)
Adagio
Allegro
Largo
Allegro assai
Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Ария Безумия (La Folie) Aux langueurs d’Apollon из 2-го акта оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона», RCT 53 (1745)

Ансамбль Miludus:
Мила Фраенова — вокал, скрипка
Иван Наборщиков — скрипка
Ольга Филиппова — клавесин
Марина Белова — теорба
Александр Гулин — виолончель

Елизавета Мороз - режиссер

16+

"Люди неизбежно столь безумны, что было бы безумием впасть в иное безумие - не быть безумным". Так сказал Блез Паскаль, один из самых наблюдательных мыслителей XVII века. Безумие, la folie, пронизывало собой его турбулентную эпоху. Опустошительные религиозные войны и битвы за наследство сменялись короткими периодами затишья. По дорогам Европы в попытках обыграть судьбу странствовали авантюристы. Искусство нового века, начавшись историей сумасшествия Дон Кихота, с каждым годом всё более пристально вглядывалось в темные глубины человеческих страстей: во власть безумия попадали Орландо и Геркулес, Генри Перселл выводил душевнобольных на сцену в своих песнях, а Уильям Хогарт заканчивал историю Повесы долговой тюрьмой и утратой разума.

В центре концерта La folie ансамбля Miludus - кантата "Лукреция" Георга Фридриха Генделя. Она сочинена во время пребывания композитора в Италии и написана на текст римского кардинала Бенедетто Памфили, чьему перу принадлежит также "Триумф времени и разочарования", премьера прошлогоднего Дягилевского фестиваля. "Лукреция" - фактически оперная сцена, в конденсированном виде рассказывающая историю добродетельной римлянки, которую изнасиловал царский сын. Не вынеся позора, она рассказала о случившемся мужу и заколола себя на его глазах. Музыка, поначалу традиционно чередует речитативы с ариями da capo, но во второй половине кантаты выходит из берегов - неожиданные перемены темпа и короткие рваные фразы выражают фатальное исступление героини.

Кантату окружают скрипичные сонаты двух итальянцев - Франческо Верачини и Франческо Джеминиани. Оба были выдающимися скрипачами, много путешествовали по Европе и встречались в Лондоне. Для скрипки оба писали музыку на пределе технических возможностей своего времени, изобретательную, экстравагантную и не всегда понятную современникам. В сонатах оба выглядят наследниками Арканджело Корелли, чьи сочинения в концертном стиле знаменуют собой начало высокого барокко. Их музыка не подражает пению и пользуется всеми преимуществами солирующего инструмента. Она динамична, богато орнаментирована и объединяет в единое целое виртуозные пассажи, танцевальные ритмы, контрапунктические упражнения и тонко варьируемые гармонические формулы.

Открывают и закрывают вечер арии двух классиков французского барокко - Жана-Батиста Люлли и Жана-Филиппа Рамо. Спектакли, из которых извлечены арии, объединяет желание героев преодолеть власть сложившегося социального порядка. Журден, протагонист "Мещанина во дворянстве", совместного спектакля Люлли и Мольера - буржуа, получивший дворянский титул, но мечтающий о недостижимом для него статусе наследственного аристократа. Нимфа Платея из оперы Рамо убеждена, что влюбленный Юпитер может вознести ее на более высокое место в божественной иерархии, чем написано ей на роду. Эпоха Старого режима видела в таких заблуждениях опасное отступление от разума, граничащее с сумасшествием и достойное наказания. Люлли включает в комедию дивертисмент Наций и сочиняет арию, текст которой составлен из итальянских оперных клише о "сладостных муках любви" (два с лишним века спустя Рихард Штраус в "Кавалере роз" напишет на этот же текст пародию на арию Пуччини). В опере Рамо Безумие появляется на сцене как персонаж и рассказывает историю Дафны, которая отвергла притязания Аполлона и была превращена в дерево: Купидон всегда мстит, и любовь жестока, когда он в ярости.

Елизавета Мороз, режиссер:
“Камерный музыкальный вечер предполагает театральное переживание, во время которого зрители следят за попытками героини расслышать собственное сознание и найти примирение с терзающими ее противоречиями. Внутри героини-певицы скрыт не один голос, но целый рой голосов. Порой их не разобрать. Порой они противоречат друг другу. Процесс расшифровки внутренних голосов и возможность услышать самого себя - центральная тема действия”.

В концерте-перформансе использованы тексты Данте, Сары Кейн, Октава Мирбо, Августа Штрамма, книги "Бусидо. Кодекс самурая"

все билеты проданы подробнее