29.06 / чт / 23:30

Стравинский. «История солдата»

Дом Дягилева
В программе:
Концерт-спектакль

Игорь Стравинский (1882 – 1971)
«История солдата»
сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая
Либретто Шарля Фердинанда Рамю (1918)

Чтецы – артисты БДТ им. Г. А. Товстоногова:
Варвара Павлова
Виктор Бугаков

Музыканты – солисты оркестра musicAeterna:
Данила Лукьянов, кларнет
Олжас Аширматов, фагот
Никита Истомин, труба
Жерар Костес, тромбон
Вадим Тейфиков, скрипка 
Карлос Наварро, контрабас
Дмитрий Клеменок, ударные

Дирижер Дмитрий Бородин

Продолжительность 75 минут

18+
«История солдата» Игоря Стравинского — образец синтетического театрально-музыкального произведения в камерном жанре. Семь инструменталистов, чтецы и танцоры, присутствие которых сам Стравинский полагал необязательным, должны находиться на одной маленькой сцене в постоянном взаимодействии, при этом, каждый — строго в рамках своего вида искусства.

С музыкальной точки зрения «История солдата» находится на полпути от русского стиля трех больших балетов Игоря Стравинского («Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная») к его неоклассическим шедеврам 1920-х годов. Параллельно с «Историей солдата» Стравинский занимался «Свадебкой», и фольклорные интонации этого великого балета слышны не только в скрипичных соло Солдата — они пронизывают всю партитуру. Между тем, русский сюжет-коллаж из сказок о солдате и чёрте из сборника А. Н. Афанасьева послужил основой для вполне интернационального музыкального коллажа. Стравинский иронически кивает то на американский регтайм, то на французский вальс, пародирует то испанский пасодобль, то условно баховский хорал, а отсылки к военно-духовой музыке XIX века связывают «Историю солдата» с оперой «Мавра» — поклоном композитора в сторону «Золотого века» русской литературы и музыки.

Варвара Павлова — артистка БДТ им. Г. А. Товстоногова с 2004 года. Лауреат премии «Золотой софит» за роль Шарлотты в спектакле Люка Персеваля «Милосердная земля», лауреат премии «Золотая маска» в номинации «актерский ансамбль» в спектакле «Пьяные» Андрея Могучего
Виктор Бугаков — артист БДТ им. Г. А. Товстоногова с 2018 года. Участвовал в создании и организации театра ЦЕХЪ, в котором подвизается с 2013 года как актер и режиссер. Снимается в кино. В 2021 году выступил автором инсценировки рассказа А. П. Чехова «Душечка» для спектакля Театра-Фестиваля «Балтийский дом» (режиссер — Александра Мамкаева).
купить билет

ДК Солдатова

В программе:

Петр Чайковский (1840 – 1893)

«Франческа да Римини»,
симфоническая фантазия по Данте, op. 32 (1876)

Итальянское каприччио
на темы народных песен для оркестра, ор. 45 (1880)

«Ромео и Джульетта»,
увертюра-фантазия по Шекспиру, ТН 42 (1869 – 1880)

Оркестр musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис

12+

Симфонический вечер оркестра musicAeterna посвящен Италии в творчестве Чайковского. Самый космополитичный из русских композиторов XIX века, Чайковский всю жизнь активно путешествовал по Европе, успев трижды побывать на Апеннинском полуострове уже к 1880 году. Сам характер его дарования скорее «итальянский», чем «немецкий»: Чайковский ценит открытые эмоции и выразительность мелодии, насыщает абстрактные симфонические жанры театральным драматизмом, а успех у публики ценит выше, чем одобрение критиков. В программу концерта вошли три его опуса, связанные с Италией музыкально или сюжетно.

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» соседствует в творческой биографии Чайковского с «Лебединым озером» и «Евгением Онегиным» — все три сочинения объединяет тема обреченности любви. Замысел «Франчески» возник у композитора по пути в Байрейт на премьеру «Кольца нибелунга»; позже Чайковский соглашался с мнением критиков о влиянии Вагнера на свою партитуру. В истории Паоло и Франчески композитора интересует прежде всего ее драматический потенциал. Чайковский не склонен к отвлеченным поискам звукового колорита, он эмоционально вовлечен в избранный сюжет, подчеркивая в нем остроту конфликта и глубину чувств персонажей. Сен-Санс ставил «Франческу» в музыкальном отношении выше «Данте-симфонии» Листа, а виолончелист Карл Давыдов, которому автор позже посвятит Итальянское каприччио, называл фантазию «величайшим произведением нашего времени».

В декабре 1879 года Чайковский оказался в Риме в период карнавала и под впечатлением от увиденного задумал сочинить «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Несколько месяцев спустя партитура Итальянского каприччио была готова. Она действительно во многом наследует испанскому диптиху Глинки — от деталей формы и оркестровки до общего подхода к «национальному» как к развлекательной экзотике. Чайковский в Каприччио смотрит на Средиземноморье взглядом туриста: это райская земля, где нет печалей, борьбы и драм, а звуки лучатся радостью, светом и безмятежностью. «Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости», — резюмировал после премьеры один из рецензентов.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — единственное крупное симфоническое сочинение Чайковского, не имеющее опусного номера. Чайковский мог считать увертюру не в полном смысле своим сочинением - поскольку роль Балакирева в ее создании, по сути, балансирует на грани соавторства. Именно Балакирев (которому увертюра и посвящена) предложил Чайковскому сюжет, тональный план, основные образы и даже конкретные изобразительные решения («свирепое Allegro с сабельными ударами»), а его критика заставила Чайковского сочинять заново целые отсеки формы, от интродукции до заключения. В «Ромео и Джульетте» Чайковский впервые нашел свою личную формулу симфонической драмы: фатальные образы рока, заостренные контрасты, эмоциональные волны, изолированная и отрешенная от окружающих бурь лирика, трагическая развязка конфликта и двусмысленный триумф. А также в первый раз в жизни взошел к вершине мелодической выразительности — в знаменитой теме любви, которую Римский-Корсаков позже признал «одной из лучших тем всей русской музыки».
билеты подробнее

ДК Солдатова

В программе:

Петр Чайковский (1840 – 1893)

«Франческа да Римини»,
симфоническая фантазия по Данте, op. 32 (1876)

Итальянское каприччио
на темы народных песен для оркестра, ор. 45 (1880)

«Ромео и Джульетта»,
увертюра-фантазия по Шекспиру, ТН 42 (1869 – 1880)

Оркестр musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис



12+

Симфонический вечер оркестра musicAeterna посвящен Италии в творчестве Чайковского. Самый космополитичный из русских композиторов XIX века, Чайковский всю жизнь активно путешествовал по Европе, успев трижды побывать на Апеннинском полуострове уже к 1880 году. Сам характер его дарования скорее «итальянский», чем «немецкий»: Чайковский ценит открытые эмоции и выразительность мелодии, насыщает абстрактные симфонические жанры театральным драматизмом, а успех у публики ценит выше, чем одобрение критиков. В программу концерта вошли три его опуса, связанные с Италией музыкально или сюжетно.

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» соседствует в творческой биографии Чайковского с «Лебединым озером» и «Евгением Онегиным» — все три сочинения объединяет тема обреченности любви. Замысел «Франчески» возник у композитора по пути в Байрейт на премьеру «Кольца нибелунга»; позже Чайковский соглашался с мнением критиков о влиянии Вагнера на свою партитуру. В истории Паоло и Франчески композитора интересует прежде всего ее драматический потенциал. Чайковский не склонен к отвлеченным поискам звукового колорита, он эмоционально вовлечен в избранный сюжет, подчеркивая в нем остроту конфликта и глубину чувств персонажей. Сен-Санс ставил «Франческу» в музыкальном отношении выше «Данте-симфонии» Листа, а виолончелист Карл Давыдов, которому автор позже посвятит Итальянское каприччио, называл фантазию «величайшим произведением нашего времени». 

В декабре 1879 года Чайковский оказался в Риме в период карнавала и под впечатлением от увиденного задумал сочинить «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Несколько месяцев спустя партитура Итальянского каприччио была готова. Она действительно во многом наследует испанскому диптиху Глинки — от деталей формы и оркестровки до общего подхода к «национальному» как к развлекательной экзотике. Чайковский в Каприччио смотрит на Средиземноморье взглядом туриста: это райская земля, где нет печалей, борьбы и драм, а звуки лучатся радостью, светом и безмятежностью. «Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости», — резюмировал после премьеры один из рецензентов.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — единственное крупное симфоническое сочинение Чайковского, не имеющее опусного номера. Чайковский мог считать увертюру не в полном смысле своим сочинением - поскольку роль Балакирева в ее создании, по сути, балансирует на грани соавторства. Именно Балакирев (которому увертюра и посвящена) предложил Чайковскому сюжет, тональный план, основные образы и даже конкретные изобразительные решения («свирепое Allegro с сабельными ударами»), а его критика заставила Чайковского сочинять заново целые отсеки формы, от интродукции до заключения. В «Ромео и Джульетте» Чайковский впервые нашел свою личную формулу симфонической драмы: фатальные образы рока, заостренные контрасты, эмоциональные волны, изолированная и отрешенная от окружающих бурь лирика, трагическая развязка конфликта и двусмысленный триумф. А также в первый раз в жизни взошел к вершине мелодической выразительности — в знаменитой теме любви, которую Римский-Корсаков позже признал «одной из лучших тем всей русской музыки».

купить билет подробнее

Пермская художественная галерея

В программе:

Концерт-энигма. Программа будет объявлена после окончания концерта.

Продолжительность 40 минут

18+

Хор musicAeterna под управлением Виталия Полонского исполнит западноевропейскую музыку XVI-XXI веков для хора a capella.

Ночные концерты-энигмы в Пермской художественной галерее — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Под куполом галереи, в окружении пермских богов — уникальных деревянных скульптур — звучит музыка: какая именно — становится известно лишь после завершения программы. За это время полумрак в зале постепенно уступает место свету, и сразу после концерта зрители могут выйти на берег Камы, чтобы встретить восход.
все билеты проданы подробнее

Дворец культуры им. Солдатова

В программе:

1 отделение
 
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Увертюра к оратории «Мессия», HWV 56 (1741)
 
Comfort ye, comfort ye my people («Утешайте народ мой»), ария из оратории «Мессия» Солист: Сергей Годин
 
Every valley shall be exalted («Всякий дол да наполнится»), ария из оратории «Мессия»
Солист: Сергей Годин
 
But who may abide the day of His coming («И кто выдержит день пришествия Его»), ария из оратории «Мессия»
Солист: Дмитрий Синьковский
 
No, piu sotfrir non voglio («Нет, больше страдать не хочу»), ария Лизауры из оперы «Александр», HWV 21 (1726)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Антонио Кальдара (1670-1736)
Come raggio di sole («Как солнца ясный луч»), ария из оперы «Постоянство в любви побеждает обман» (1710)
Солист: Константин Сучков
 
Риккардо Броски (1698-1756)
Qual guerriero in campo armato («Подобно воину на поле боя»), ария Дария из оперы «Идасп» (1730)
Солистка: Яна Дьякова
 
Антонио Вивальди (1678-1741)
Концерт для скрипки, органа, струнных и basso continuo ре минор, RV541
Allegro
Grave
Allegro
Солисты:
Кристина Траулько, скрипка
Федор Строганов, клавесин и орган
 
Георг Фридрих Гендель
Piangi pur («Плачь, если хочешь»), ария Араспа из оперы «Птолемей», HWV 25 (1728)
Солист: Константин Сучков
 
Ah! Think what ills (Ах, подумайте, какие беды»), ария Иолы из оратории «Геракл», HWV 60 (1745)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Where shall I fly? («Куда мне полететь?»), ария Деяниры из оратории «Геракл»
Солистка: Яна Дьякова
 
Dove sei, amato bene? («Где ты, моя возлюбленная?»), ария Бертарида из оперы «Роделинда, королева лангобардов», HWV 19 (1725)
Солист: Дмитрий Синьковский
 
2 отделение
 
Георг Фридрих Гендель
È un folle, è un vile affetto («Безумная, презренная страсть»), ария Оронте из оперы «Альцина», HWV 34 (1735)
Солист: Сергей Годин
 
Credele al mio dolore («Поверьте мне, что я страдаю»), ария Морганы из оперы «Альцина» Солистка: Диляра Идрисова
 
Un momento di contento («Мгновение счастья»), ария Оронте из оперы «Альцина»
Солист: Сергей Годин
 
Франческо Дуранте (1684-1755)
Vergin, tutt'amor («Дева чистая, исполненная любви»), вокализ № 128 из сборника Solfeges d'Italie (1772), с текстом и basso continuo опубликован в Echos d'Italie, vol.6 (1874)
Солист: Константин Сучков
 
Джованни Баттиста Перголези (1710-1736)
Splenda per voi sereno («Сияю для Вас безмятежно»), ария Сабины из оперы «Адриан в Сирии», P.140 (1734)
Солистка: Диляра Идрисова
 
Антонио Вивальди
Концерт для двух скрипок, виолончели и струнных ре минор, op. 3, № 11 из сборника L’estro armonico («Гармоническое вдохновение»), RV 565 (1711)
Allegro
Adagio e spiccato
Allegro (fuga)
Largo e spiccato
Allegro
Солисты:
Кристина Траулько, скрипка
Игорь Бобович, виолончель
 
Armatae face et anguibus («О, Фурии, явитесь к нам!»), ария Вагуса из оратории «Торжествующая Юдифь», RV 644 (1716)
Солистка: Яна Дьякова
 
Se il cor guerriero («Если твое воинственное сердце»), ария Тито из оперы «Тито Манлио», RV 778 (1719)
Солист: Константин Сучков
 
Agitata da due venti («Гонима двумя ветрами»), ария Констанцы из оперы «Гризельда», RV 718 (1735)
Солистка: Яна Дьякова

оркестр La Voce Strumentale
дирижер Дмитрий Синьковский

солисты:
Дмитрий Синьковский, контратенор
Диляра Идрисова, сопрано
Яна Дьякова, меццо-сопрано
Сергей Годин, тенор
Константин Сучков, баритон

Кристина Траулько, скрипка
Игорь Бобович, виолончель
Федор Строганов, клавесин

Продолжительность 120 минут

12+

«Барокко-гала» не пытается охватить в одном вечере полуторавековую эпоху целиком. Программа концерта предлагает нам один, но крайне важный ракурс: взгляд на итальянскую ветвь Высокого барокко и два главных ее достижения — оперу-сериа и инструментальный концертный стиль.

Гендель — немец, большую часть жизни проведший в Англии — является вместе с тем одним из главных представителей итальянского стиля, и закономерно занимает в программе вечера центральное место. Арии из его опер написаны в триумфальный лондонский период, когда в спектаклях возглавляемой Генделем Королевской академии музыки пело суперзвездное трио — кастрат Сенезино, Франческа Куццони и Фаустина Бордони. Их сменяют арии из англоязычных ораторий, написанных позже, когда итальянская опера в Англии вышла из моды и на пару веков была предана забвению. Ее стиль и методы продолжили жить в новом облике — в арии Деяниры из оратории "Геракл" Гендель трансформирует форму da capo в драматическую сцену и предвосхищает сцены сумасшествия из опер бельканто XIX века.

Перу Антонио Вивальди, кроме арий, принадлежат также единственные в программе чисто инструментальные сочинения. Среди них концерт из сборника L'estro armonico — возможно, самой влиятельной коллекции инструментальной музыки в XVIII веке. А рядом с ними — арии композиторов «второго ряда», чья музыка, на самом деле, ничуть не слабее музыки признанных звезд: ее гармонические эксперименты не менее смелы, вокальные партии не менее головоломны, а оркестр звучит с такой же лирической или гневной силой. Итальянская музыка пряма и чувственна, она сопротивляется дистанцированному слушанию и неумолимо втягивает нас в свою эмоциональную орбиту. Возможно, здесь и скрыт секрет ее популярности, не ослабевающей даже сейчас, 300 лет спустя.
купить билет подробнее