26.06 / пн / 20:00—21:30

Теодор Курентзис и musicAeterna. Рихард Вагнер

Дворец культуры им. Солдатова
В программе:
Алексей Ретинский (р. 1986)
«У воды нет волос», увертюра к увертюре из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» (2023, российская премьера)

Рихард Вагнер (1813–1883)
«Вступление и Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» (1857 – 1859)
Вступление к опере «Лоэнгрин» (1845 – 1848)
Увертюра к опере «Тангейзер» (1843 – 1845)

Вступление к опере «Парсифаль» (1882)
«Путешествие Зигфрида по Рейну» из оперы «Гибель богов» (1871 – 1874)

Оркестр musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис

*в программе возможны изменения


12+
Рихард Вагнер — один из самых влиятельных композиторов в истории музыки, культурный герой, миф и символ, чье творчество и взгляды до сих пор являются предметом фанатичных дебатов. Оркестровая музыка принадлежит к бесспорным его творческим достижениям: техническое совершенство и выразительность его инструментовки признавали даже скептически настроенные критики. Вагнер — реформатор искусства оркестровки, а также родоначальник дирижерской практики в ее современном виде.

Существенное место в его симфоническом наследии занимают оперные увертюры. В традиционный жанр вступления к опере Вагнер привносит новые идеи, сложившиеся в программных симфонических поэмах Новой немецкой школы. Вагнеровская увертюра неотделима от оперы, которой она предшествует, не только из-за тематических связей. Предвосхищая драму, она иллюстрирует не внешние ее события, а ключевые философские проблемы, стоящие за сюжетом: конфликт плотской и духовной любви в «Тангейзере», пессимизм и вечно неутолимое любовное томление в «Тристане», излияние небесной благодати в мир в «Лоэнгрине» и т.д. Вошедшие в программу концерта увертюры образуют своего рода конспект зрелого творчества Вагнера, краткий дайджест немецкого героического эпоса, который композитор разрабатывал всю жизнь, заимствуя мотивы из рыцарских романов, средневековых легенд, античных мифов и исторических хроник.

Вступление к «Тристану и Изольде» предваряется новым сочинением Алексея Ретинского, написанным в уникальном жанре «увертюры к увертюре». Ретинского сближают с Вагнером внимание к оркестровому колориту и мифологичность артистического мышления. Название его композиции – «У воды нет волос» –  отсылает зрителя к романтическому и символистскому кругу образов, от вагнеровских рейнских русалок до Мелизанды Дебюсси-Метерлинка.
все билеты проданы