25.12 / вс / 20:00—21:40

Опера | De temporum fine comoedia

Завод Шпагина, литера А

Карл Орф (1895 – 1982)

Опера De temporum fine comoedia (1973)

Режиссер: Анна Гусева

Художник: Юлия Орлова

Хореограф: Анастасия Пешкова

Художник по костюмам: Сергей Илларионов

Художник по свету: Иван Виноградов

Видеохудожники: 2BLCK

Генеральный продюсер: Екатерина Арсеньева

Музыкальный руководитель и дирижер: Теодор Курентзис

Исполняют хор и оркестр musicAeterna,

приглашенные солисты и перформеры


18+

Центральным событием фестиваля Дягилев+ станет постановка, впервые показанная на Дягилевском фестивале летом 2022 года и номинированная на российскую национальную премию «Золотая маска-2022» в пяти номинациях. Сценическая версия «Мистерии на конец времени» (De Temporum Fine Comoedia) – вершины позднего творчества Карла Орфа – вписывает вечные темы в постиндустриальный контекст Завода Шпагина и нашего времени.

Режиссер Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова, художник Юлия Орлова и художник по костюмам Сергей Илларионов выстраивают постановку как перфоманс на основе физического театра. В заводском пространстве энергично и в то же время медленно, драматично, но и медитативно разворачивается современная версия древнего учения об Апокатастасисе, всеобщем спасении: почему люди убили Бога? Могут ли они быть прощены? Что ждет мир в момент Апокалипсиса? Спектакль по-новому трактует вечные вопросы, но в основе своей строго следует идеям реформатора музыкального театра Карла Орфа.

Карл Орф всю жизнь разрабатывал особый тип театра, в котором синтезировал сравнительно простые музыкальные формы, якобы непрофессиональные пение, танец, драматическую игру и декламацию в поисках праязыка искусства. Композитор называл этот синтез «мировым театром», опуская само слово «музыка». Между тем, музыка играет в его мистериях ключевую роль. Оркестр Орфа – это крайне нестандартный состав с участием множества ударных инструментов. Солисты Орфа должны обладать не только большими актерскими способностями, но и уметь отрешаться от актерского типа существования на сцене, исполняя не роли, а ритуальные обязанности. Хор Орфа должен уметь говорить и кричать, а драматические актеры – петь. Мистерии Орфа далеки от конвенционального театра, зато близки к средневековым литургическим драмам, исполнявшимся в храмах и на улицах.

Вершиной этих поисков стала синтетическая партитура De temporum fine comoedia, которую лишь с натяжкой можно отнести к жанру оперы. В «Мистерии на конец времени» Орф суммирует свои глубоко личные представления о свете и тьме, о добре и зле, о мировом порядке и конце времен, комбинируя латинские, древнегреческие и немецкие тексты из «Прорицания сивилл», собрания орфических гимнов и средневекового сборника Carmina Burana. Это масштабное произведение для множества солистов, нескольких драматических актеров, хора и громадного оркестрового состава с участием около тридцати перкуссионистов создавалось на протяжении десяти лет (1962 – 1971) и неоднократно редактировалось автором. На фестивале прозвучит версия 1973 года, впервые исполненная под руководством Герберта фон Караяна на Зальцбургском фестивале.

Поскольку сценическая постановка De temporium fine comoedia несколько отличается от оригинальной партитуры Карла Орфа, она требует повторения некоторых тактов, а также включения фрагментов свободной и нотированной импровизации Теодора Курентзиса.

СИВИЛЛЫ: Татьяна Бикмухаметова, Елизавета Свешникова, Екатерина Имсоква, Юлия Сайфульмулюкова, Элени-Лидия Стамеллу, Елена Гурченко, Елена Токарева, Ирини Циракидис, Андрей Немзер.

АНАХОРЕТЫ: Григорий Кузнецов, Кирилл Нифонтов, Николай Федоров, Артем Волков, Сергей Силаков, Павел Харалгин, Батор Очиров, Дмитрий Шелковин, Даниил Чесноков

ТЕНОР СОЛО: Сергей Годин

ЛЮЦИФЕР: Алена Глебова

ПЕРФОРМЕРЫ: Тимур Валеев, Алевтина Грунтовская, Ярослав Дидин, Дурдыклыч Баймурадов, Савва Коротыч, Андрей Лазарев, Николай Митяшин, Дарья Пластун, Тимур Ганеев, Алексей Эрберг


ассистент режиссера: Илья Полыгалов

ассистент художника: Евгений Круглов

ассистент художника по костюмам: Анастасия Одинокова

ассистент художника по свету: Илья Абраменко

костюмеры: Полина Фролова, Полина Николенко, Татьяна Катаева, Екатерина Суменкова

реквизиторы: Артем Жуланов, Диана Гвичиани

монтировщики: Георгий Чурин, Тимофей Катин, Игорь Котельников

изготовление костюмов: 34dress

инженер по конструкциям: Илья Шаравин

инженер по свету: Константин Баженов

инженер по видео: Андрей Кучев

техники: Николай Шабалдин, Юрий Туляев, Виктор Дацкий, Данила Лисин, Юрий Дым, Александр Носков, Ринат Нурисламов, Алексей Плюснин, Иван Ломилов

риггер: Сергей Лунегов

Артисты массовых сцен: Артамонова Виктория, Богомолова Полина, Елышева Наталья, Кузовлева Анастасия, Палехова Нина, Трушникова Марина, Хоймова Лора, Яснюк Ксения, Ершов Александр, Богатырева Юлия, Федосеева Анфиса, Латышева Анастасия.

Проект реализуется при благотворительной поддержке ПАО Сбербанк.

все билеты проданы

Завод Шпагина, литера А

Карл Орф (1895 – 1982)

Опера De temporum fine comoedia (1973)

Режиссер: Анна Гусева

Художник: Юлия Орлова

Хореограф: Анастасия Пешкова

Художник по костюмам: Сергей Илларионов

Художник по свету: Иван Виноградов

Видеохудожники: 2BLCK

Генеральный продюсер: Екатерина Арсеньева

Музыкальный руководитель и дирижер: Теодор Курентзис

Исполняют хор и оркестр musicAeterna,

приглашенные солисты и перформеры

18+

Центральным событием фестиваля Дягилев+ станет постановка, впервые показанная на Дягилевском фестивале летом 2022 года и номинированная на российскую национальную премию «Золотая маска-2022» в пяти номинациях. Сценическая версия «Мистерии на конец времени» (De Temporum Fine Comoedia) – вершины позднего творчества Карла Орфа – вписывает вечные темы в постиндустриальный контекст Завода Шпагина и нашего времени.

Режиссер Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова, художник Юлия Орлова и художник по костюмам Сергей Илларионов выстраивают постановку как перфоманс на основе физического театра. В заводском пространстве энергично и в то же время медленно, драматично, но и медитативно разворачивается современная версия древнего учения об Апокатастасисе, всеобщем спасении: почему люди убили Бога? Могут ли они быть прощены? Что ждет мир в момент Апокалипсиса? Спектакль по-новому трактует вечные вопросы, но в основе своей строго следует идеям реформатора музыкального театра Карла Орфа.

Карл Орф всю жизнь разрабатывал особый тип театра, в котором синтезировал сравнительно простые музыкальные формы, якобы непрофессиональные пение, танец, драматическую игру и декламацию в поисках праязыка искусства. Композитор называл этот синтез «мировым театром», опуская само слово «музыка». Между тем, музыка играет в его мистериях ключевую роль. Оркестр Орфа – это крайне нестандартный состав с участием множества ударных инструментов. Солисты Орфа должны обладать не только большими актерскими способностями, но и уметь отрешаться от актерского типа существования на сцене, исполняя не роли, а ритуальные обязанности. Хор Орфа должен уметь говорить и кричать, а драматические актеры – петь. Мистерии Орфа далеки от конвенционального театра, зато близки к средневековым литургическим драмам, исполнявшимся в храмах и на улицах.

Вершиной этих поисков стала синтетическая партитура De temporum fine comoedia, которую лишь с натяжкой можно отнести к жанру оперы. В «Мистерии на конец времени» Орф суммирует свои глубоко личные представления о свете и тьме, о добре и зле, о мировом порядке и конце времен, комбинируя латинские, древнегреческие и немецкие тексты из «Прорицания сивилл», собрания орфических гимнов и средневекового сборника Carmina Burana. Это масштабное произведение для множества солистов, нескольких драматических актеров, хора и громадного оркестрового состава с участием около тридцати перкуссионистов создавалось на протяжении десяти лет (1962 – 1971) и неоднократно редактировалось автором. На фестивале прозвучит версия 1973 года, впервые исполненная под руководством Герберта фон Караяна на Зальцбургском фестивале.

Поскольку сценическая постановка De temporium fine comoedia несколько отличается от оригинальной партитуры Карла Орфа, она требует повторения некоторых тактов, а также включения фрагментов свободной и нотированной импровизации Теодора Курентзиса.

все билеты проданы подробнее