02.07 / вс / 20:00—22:30

Стравинский. «Персефона», Симфония псалмов (премьера)

Завод Шпагина, Дом Музыки
Игорь Стравинский (1882–1971)
«Персефона», мелодрама для оратора, солиста, танцоров, хора и оркестра
либретто Андре Жида (1933, вторая редакция — 1949)

I: Perséphone ravie | «Похищение Персефоны»
II: Perséphone aux Enfers | «Персефона в Аиде»
III: Perséphone renaissante | «Возрожденная Персефона»

Симфония псалмов
для хора и оркестра (1930, вторая редакция — 1948)

I: псалом 38, стихи 13, 14
II: псалом 39, стихи 2, 4
III: псалом 150

Режиссер Анна Гусева
Художник Юлия Орлова
Хореограф Анастасия Пешкова
Художник по костюмам Гоша Рубчинский
Художник по свету Иван Виноградов

Персефона Айсылу Мирхафизхан
Эвмолп Егор Семенков
Плутон Александр Челидзе

оркестр и хор musicAeterna
детский хор «Весна» им. А. С. Пономарева
танцевальная труппа musicAeterna Dance

музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис

Художник по гриму Марья Козлова
Видеопроизводство: Алан Мандельштам, Михаил Мясников, Филип Шейн
Звукорежиссер Роман Опарин
Ассистент по актерам Дарья Третьякова
Исполнительный продюсер Полина Овсянникова
Технический директор Арсений Юдин
Генеральный продюсер Екатерина Арсеньева

Танцовщики и перфомеры: Айгуля Бузаева, Галина Быковская, Тимур Ганеев, Алевтина Грунтовская, Максим Клочнев, Савва Коротыч, Анастасия Лесникова, Елена Лисная, Камиль Мустафаев, Дарья Пластун, Полина Рожанская, Елена Русина, Вера Сажина, Алексей Слуцкий, Владислав Ширкалов, Олег Эпов

в память о Германе Виноградове
Στάσιμον
Интродукция к спектаклю «Персефона. Симфония псалмов»
на стихотворение Теодора Курентзиса «В месяц Антестерион» 
и фрагмент из трагедии Эсхила «Прометей прикованный»
Композитор: Теодор Курентзис 

Исполнители:
оркестр и хор musicAeterna 
Лада Раскольникова – звучащие конструкции Бикапо
Егор Ананко, Виктория Харкевич, Марко Никодиевич, Лука Козловацки – фриу  
Вера Сажина – голос, шаманский бубен
Йоргос Калудис – классическая критская лира
Алексей Ретинский – котел
София Хилл – голос
16+

«Симфония псалмов» — одно из самых влиятельных сочинений XX века и самый известный из опусов Стравинского на религиозную тему. С классическими симфониями XIX века композиция Стравинского имеет мало общего — как представитель модерна, он ищет в ней новую выразительность, сдержанную и лишенную романтических сентиментов. Поиск уводит его глубоко в прошлое, к Баху и мастерам раннего барокко — Джованни Габриели и Шютцу с их «Священными симфониями». Стравинский убирает из оркестра «эмоциональные» скрипки, альты и кларнеты, увеличивает число духовых, чтобы получить архаическую, органную звучность, а в хоре предлагает использовать детские голоса вместо женских. Инструменты и голоса на равных участвуют у него в сложной контрапунктической ткани, в нотах встречаются типичные для ренессанса и барокко мадригализм — звуковые иллюстрации к словам и визуальным образам.

Отношения между духовным и светским в «Симфонии псалмов» хорошо отражает формулировка ее посвящения: «Сочинено во славу Божию для Бостонского оркестра к его 50-летнему юбилею». Получив заказ на концертное сочинение, Стравинский воспользовался им для размышления на волновавшие его темы, а просьбу издателя «сочинить что-нибудь популярное» интерпретировал на свой лад. Не собираясь адаптировать музыку к массовому вкусу, он использовал псалмы - «поэмы восхваления, но также гнева и суда, и даже проклятий» — как известный всем («популярный») первоисточник. «Симфония псалмов» свободно обращается к музыкальным стилям сразу трех христианских конфессий, не пытаясь вписаться в прикладной церковный обиход. Вместе с тем, она остается личным и достаточно прямым религиозным высказыванием, в котором, по меркам Стравинского, на удивление мало иронии.

«Персефону» Стравинский называет мелодрамой, но речь идет не о сентиментальной любовной истории — скорее, имеется в виду особая форма «чтения под музыку», распространенная в начале XX века. С театральной точки зрения это сочинение смешанного жанра, в котором объединяются пение и декламация, античный хор и колыбельные песенки, пантомима и статуарные мизансцены. «Персефона» создавалась по заказу Иды Рубинштейн как балет — но мало чем напоминает привычные нам танцевальные спектакли. Ее синкретическая форма отсылает, скорее, к «балетам» времен Монтеверди, в которых пения подчас было гораздо больше, чем танца. 

В «Персефоне» Стравинский снова сочиняет ритуал весны — пусть и совсем не такой, как в «Весне священной». Здесь музыка мягче и лиричней, оркестр редко играет в полную силу, а миф, лежащий в основе сюжета — не праславянский, а античный. Греческая мифология и культура вообще крайне важны для Стравинского: воскрешая в своем творчестве доромантический художественный идеал, он восстанавливает отношение к античности как к образцу, живой практике, а не как к истории.

В версии Стравинского и Андре Жида Персефона оказывается протохристианской фигурой — ребенок богов, добровольно спустившийся в Аид из жалости к страдающим там душам и воскресающий к новой жизни под финальные строфы хора, в тексте которых исследователи видят отсылки к притче о пшеничном зерне из Евангелия от Иоанна (12:24). В образ Персефоны, обреченной странствовать между двумя мирами, Стравинский мог вложить и личные переживания артиста, стоящего (как все артисты) на границе между эстетическим наслаждением в башне из слоновой кости и неприглядной реальностью ежедневных человеческих страданий.

Спектакль исполнят оркестр, хор и танцевальная труппа musicAeterna под руководством режиссера Анны Гусевой и музыкального руководителя и дирижера Теодора Курентзиса. Премьерные показы состоятся 1 и 2 июля в Доме Музыки на заводе Шпагина.


ПФКИ

все билеты проданы