23.06 / вс / 18:00

Okho

Театр-Театр

Физическая драма
на музыку Яниса Ксенакиса и Джозефа Томпкинса
Хореограф – Владимир Варнава

Янис Ксенакис (1922–2001)
Rebonds A/B для перкуссии соло (1987-1989)
Okho для трех джембе (1989)

Джозеф Томпкинс (р. 1970)
To Varese для перкуссии соло (2015)

Янис Ксенакис
Persephassa, секстет для мультиперкуссии (1969)

Исполнители:
Танцевальная труппа musicAeterna Dance
Художественный руководитель Анна Гусева
Хореограф – Анастасия Пешкова

Moscow Percussion Ensemble
Художественный руководитель – Андрей Волосовский



12+
Okho – физическая драма для девяти танцовщиков musicAeterna Dance и шести перкуссионистов ансамбля Moscow Percussion Ensemble. В основе драмы лежат космогонические мифы, так или иначе трактующие тему превращения Хаоса в Космос (Порядок). Действие постановки разворачивается между танцовщиками и музыкантами в общем поле притяжения и отталкивания, созидания и разрушения. В наслоении движений, напряженной пульсации перкуссионных тембров и ритмов участники драмы исследуют пределы своих физических возможностей, чтобы обнаружить, где заканчивается тело и начинается чистая энергия.

Спектакль Okho следует за идеями греческого классика-авангардиста, композитора и архитектора Яниса Ксенакиса, выраженными в его музыке для ударных инструментов.

Rebonds A/B фокусирует внимание участников и зрителей постановки на сочетании «академических» и «этнических» перкуссионных тембров и техник, индетерминированной последовательности контрастных звуковых пластов – то хрупких и разреженных, то полных яростной мощи, – которая одновременно создает эффекты и саспенса, и созерцания.

Okho для трех африканских барабанов джембе предъявляет к ансамблистам экстраординарные исполнительские требования. Композитор ищет новые способы звукоизвлечения из традиционных ударных, конструирует разделы одночастной композиции то с помощью последовательности Фибоначчи, то посредством компьютерной программы, создавая, по собственному признанию, управляемый хаос. Название произведения, давшее титул спектаклю, это набор фонем, чистый звук, восклицание, не имеющее определенного значения и – следовательно – способное означать всё сразу.

Persephassa для шести мультиперкуссионистов названа по одному из древних имен Персефоны, греческой богини мира мертвых, зерна и весны. Это сочинение представляет собой образец так называемой стохастической музыки, которую Ксенакис создавал с помощью исчислений вероятностей в стремлении найти баланс между Хаосом и Порядком. В то же время Persephassa является «политопом», то есть произведением композитора-архитектора, в котором пространство и свет играют столь же значительные роли, что и музыка.

В спектакле также звучит опус To Varese современного композитора-перкуссиониста Джозефа Томпкинса, основанный на мотиве из «Ионизации» Эдгара Вареза – старшего товарища, соратника и соавтора Ксенакиса в области электронной музыки.

Стохастичность, политопность, взаимосвязь математики и древней энергии перкуссионных инструментов, Хаоса и Порядка – это основные движущие силы физической драмы Okho. Цель движения – высвобождение энергии. В сущности, восклицание.

Авторы и исполнители:

Владимир Варнава
Один из самых востребованных современных российских хореографов. Победитель конкурса молодых хореографов фестиваля «Context. Диана Вишнёва» (2013), лауреат Российской театральной премии «Золотая маска» (2011, 2014). Известен постановками на сценах всемирно известных театров с участием Дианы Вишнёвой, Натальи Осиповой, Светланы Захаровой, а также экспериментальными спектаклями с участием молодых танцевальных трупп на музыку в диапазоне от Чайковского до Daft Punk. Балеты в хореографии Варнавы были представлены в театрах Сэдлерс Уэллс (Лондон), Сюзанн Деляль (Тель-Авив), Центре искусств Сегерстрём (Калифорния), Европейском центре искусств Хеллерау (Дрезден), Нью-Йорк Сити Центре и в Балете Монте-Карло, в настоящее время входят в репертуар Мариинского театра, Пермского театра оперы и балета, Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и др.


musicAeterna Dance
Танцевальная труппа, сформированная в 2022 году. Работа танцовщиков с музыкантами оркестра и хора musicAeterna превращается в творческий симбиоз, опыт по воссозданию древнегреческого триединства «мусических искусств»: поэзии, танца и музыки. В хореографии академические и неакадемические направления соприкасаются с физическим театром и бытовой пластикой. MusicAeterna Dance обращается к различным техникам и языкам современного танца, использует элементы медитации, йоги, цирковых практик. Опирается на принципы театра абсурда, «тотального театра» Питера Брука и Ежи Гротовского, «театра танца» Пины Бауш, японского танца Буто, flying-low, countertechnique. Ищет новые, еще не открытые направления.
Художественный руководитель Анна Гусева.
Хореограф Анастасия Пешкова.

Moscow Percussion Ensemble
Коллектив виртуозов, исполняющий оригинальную музыку для ударных. В 2021 году представил концептуальную программу “Opening… Music for Pieces of Wood” вместе с Андреем Волосовским и виолончелистом-виртуозом Борисом Андриановым. В 2022-2023 годах ансамбль исполнил в Зале Зарядье «Музыку для 18 музыкантов» и Drumming классика американского минимализма Стива Райха.
Создатель и художественный руководитель Андрей Волосовский.

Андрей Волосовский
Российский перкуссионист. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, совершенствовал мастерство в Штутгартской высшей школе музыки. Ведет успешную сольную карьеру, развивает собственные проекты, одним из которых является Moscow Percussion Ensemble. В 2013-2018 годах был солистом Симфонического оркестра Московской филармонии, с 2018 года - артист оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Играет на маримбе, изготовленной вручную мастерами немецкой фирмы Kolberg Percussion, и является амбассадором бренда в России.