Большой зал Пермской филармонии

ул. Куйбышева, 14

Симфонический концерт

Оркестр musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис

Программа

Рихард Вагнер (1813–1883)

Der Ring Ohne Worte | «Кольцо без слов»
Симфоническая сюита по оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга»
Составитель Лорин Маазель (1987)

I Das Rheingold | «Золото Рейна»
II. Die Walküre | «Валькирия»
III. Siegfried | «Зигфрид
IV. Götterdämmerung | «Сумерки богов»

12+

Всё «Кольцо Нибелунга» Вагнера — за 70 минут: оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит известную симфоническую сюиту «Кольцо без слов», которую в 1987 году составил дирижер Лорин Маазель.

Структура сюиты строго следует за хронологией музыкальных событий вагнеровского цикла — от вступления к «Золоту Рейна» до последних аккордов «Гибели богов». В «Кольце без слов» сохранены все основные лейтмотивы тетралогии, а музыка каждой оперы представлена пропорционально месту и времени, которые она занимает в цикле. Знаменитые симфонические картины — такие как «Полет валькирий», «Путешествие Зигфрида по Рейну» и «Траурный марш на смерть Зигфрида»  —гармонично вплетены в общий ход музыкального действия. Лорин Маазель фокусировался на оркестровых фрагментах тетралогии, однако вездесущие вагнеровские вокальные партии не оставил без внимания. Некоторые из них он передал инструментам, дублирующим певческий материал в оригинальных партитурах, другим присвоил характерные тембры: голосом Зиглинды стала флейта, Зигмунда и Зигфрида персонифицирует тромбон, а великана Фафнера — бас-кларнет.

Сюита Лорина Маазеля — не первый и не последний эксперимент по созданию концертных дайджестов из титанических оперных произведений Вагнера. Первым «компилятором» стал сам композитор: к примеру, он объединил вступление и финал оперы «Тристан» для концертных исполнений, которыми дирижировал еще до премьеры. За Вагнером следовали бесчисленные неизвестные и именитые дирижеры, в его время и в наши дни.

«Кольцо без слов», как и другие симфонические фантазии на материале оперной музыки Вагнера, преследует не только практические цели. В отсутствие вокальных партий, персонажей, текста, необходимости следить за перипетиями сюжета слушатель отдает все внимание оркестру — главному действующему лицу в каждой вагнеровской опере. Плотное, красочное, бесконечно изменчивое и изобретательное симфоническое письмо Вагнера — целый океан. Именно в нем рождаются все эмоции и чувства, все душевные движения, все мотивы, побуждающие оперных героев к действиям. Наблюдение за течениями, штормами и штилями этого океана — самоценное путешествие по вагнеровским музыкальным мирам.
подробнее

Большой зал Пермской филармонии

ул. Куйбышева, 14

Симфонический концерт

Оркестр musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис

Программа

Рихард Вагнер (1813–1883)

Der Ring Ohne Worte | «Кольцо без слов»
Симфоническая сюита по оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга»
Составитель Лорин Маазель (1987)

I Das Rheingold | «Золото Рейна»
II. Die Walküre | «Валькирия»
III. Siegfried | «Зигфрид
IV. Götterdämmerung | «Сумерки богов»

12+

Всё «Кольцо Нибелунга» Вагнера — за 70 минут: оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит известную симфоническую сюиту «Кольцо без слов», которую в 1987 году составил дирижер Лорин Маазель.

Структура сюиты строго следует за хронологией музыкальных событий вагнеровского цикла — от вступления к «Золоту Рейна» до последних аккордов «Гибели богов». В «Кольце без слов» сохранены все основные лейтмотивы тетралогии, а музыка каждой оперы представлена пропорционально месту и времени, которые она занимает в цикле. Знаменитые симфонические картины — такие как «Полет валькирий», «Путешествие Зигфрида по Рейну» и «Траурный марш на смерть Зигфрида»  —гармонично вплетены в общий ход музыкального действия. Лорин Маазель фокусировался на оркестровых фрагментах тетралогии, однако вездесущие вагнеровские вокальные партии не оставил без внимания. Некоторые из них он передал инструментам, дублирующим певческий материал в оригинальных партитурах, другим присвоил характерные тембры: голосом Зиглинды стала флейта, Зигмунда и Зигфрида персонифицирует тромбон, а великана Фафнера — бас-кларнет.

Сюита Лорина Маазеля — не первый и не последний эксперимент по созданию концертных дайджестов из титанических оперных произведений Вагнера. Первым «компилятором» стал сам композитор: к примеру, он объединил вступление и финал оперы «Тристан» для концертных исполнений, которыми дирижировал еще до премьеры. За Вагнером следовали бесчисленные неизвестные и именитые дирижеры, в его время и в наши дни.

«Кольцо без слов», как и другие симфонические фантазии на материале оперной музыки Вагнера, преследует не только практические цели. В отсутствие вокальных партий, персонажей, текста, необходимости следить за перипетиями сюжета слушатель отдает все внимание оркестру — главному действующему лицу в каждой вагнеровской опере. Плотное, красочное, бесконечно изменчивое и изобретательное симфоническое письмо Вагнера — целый океан. Именно в нем рождаются все эмоции и чувства, все душевные движения, все мотивы, побуждающие оперных героев к действиям. Наблюдение за течениями, штормами и штилями этого океана — самоценное путешествие по вагнеровским музыкальным мирам.
подробнее

Органный зал

ул. Ленина, 51б

Исполнители:

Андрей Баранов, первая скрипка
Даниил Австрих, вторая скрипка
Федор Белугин, альт
Алексей Жилин, виолончель
при участии
Сергея Давыдченко, фортепиано


Программа:

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Струнный квартет № 1 до мажор, ор. 49 (1938)
Moderato
Moderato
Allegro molto
Allegro
Струнный квартет № 10 ля-бемоль мажор, ор. 118 (1964)
Andante
Allegretto furioso
Adagio
Allegretto

Фортепианный квинтет соль минор, ор. 57 (1940)
Прелюдия. Lento
Фуга. Adagio
Скерцо. Allegretto
Интермеццо. Lento
Финал. Allegretto

Продолжительность 75 мин.

12+

Программу «Дягилев+» 2025 года открывает концерт Квартета имени Давида Ойстраха – коллектива, не раз выступавшего в Перми. История Квартета началась в 2012 году, когда петербургский скрипач Андрей Баранов – яркий солист с международной карьерой – стал лауреатом престижного Международного конкурса имени Королевы Елизаветы, спустя 75 лет повторив брюссельский триумф Давида Ойстраха. В результате, уже сложившийся квартет, в котором Андрей Баранов играл первую скрипку, получил имя великого скрипача – так решили наследники. Квартет имени Давида Ойстраха быстро добился широкой известности. Он гастролирует в России и за рубежом, выступая на крупных фестивалях и ведущих концертных площадках в Европе, США, Южной Америке и Азии.

На «Дягилев+» Квартет имени Давида Ойстраха представит программу, посвященную камерной музыке Дмитрия Шостаковича. Музыканты сыграют его Первый и Десятый квартеты, а в исполнении Фортепианного квинтета примет участие пианист Сергей Давыдченко – студент Ростовской консерватории, который в 2021 году получил Гран при и десять специальных призов на Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition (Москва), а в 2023-м завоевал первую премию и два специальных приза на XVII Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.

Первый струнный квартет Шостакович начал в 1938 году как упражнение в квартетном письме, но вскоре работа его увлекла. Цикл был завершен по просьбе участников Квартета имени Глазунова, в чьем исполнении и прошла премьера. Бесконфликтная первая часть, причудливое легкое скерцо и недвусмысленно светлый финал напоминают о Шестой симфонии, которую Шостакович окончил годом позже. Автор описывал свой квартет так: «По настроению он — радостный, веселый, лирический. Я бы назвал его “весенним”».

Десятый струнный квартет, написанный всего за десять летних дней в 1964 году и посвященный ученику и другу автора Мечиславу Вайнбергу, аккумулирует в себе словарь позднего языка Шостаковича: зловещие ритмы и гротескные образы, мучительные размышления и яростные кульминации, барочная пассакалия в третьей части, мотивные отсылки к предыдущим сочинениям от Пятой симфонии до Восьмого квартета, наконец, музыкальная монограмма автора – мотив D-Es-C-H – в открывающем цикл Andante и в суммирующем все его темы финале.

Фортепианный квинтет Шостакович сочинил по просьбе Квартета имени Бетховена – коллектива, который стал первым исполнителем всех его квартетов, кроме первого и последнего. По признанию автора, он решил превратить квартет в квинтет, чтобы самому исполнять фортепианную партию и ездить на гастроли, что ему очень нравилось. Премьера Квинтета в Москве в 1940 году стала фурором – исполнителей вызывали на сцену много раз. Впоследствии публика так часто просила бисировать скерцо и финал сочинения, что участники Квартета имени Бородина шутили, говоря, что в этом пятичастном цикле семь частей. Квинтет, обыгрывающий барочные формы прелюдии и фуги, испанские ритмы и черты пассакалии, стал одним из самых исполняемых камерных произведений Шостаковича, а автор получил за него только что учрежденную Сталинскую премию первой степени.
подробнее