ДК Солдатова

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
«Волшебная флейта», опера-зингшпиль K.620 (1791)

Либретто Эмануэля Шиканедера
Режиссер Нина Воробьева
Музыкальный руководитель и дирижер Евгений Воробьев
Оркестр и хор musicAeterna

Действующие лица и исполнители:
Тамино — Борис Степанов, тенор
Памина — Елене Гвритишвили, сопрано
Папагено — Артем Савченко, баритон
Папагена — Анна Кочетова, сопрано
Царица ночи — Антонина Весенина, сопрано
Зарастро — Алексей Тихомиров, бас
Моностатос — Павел Харалгин, тенор
Жрец — Даниил Чесноков, бас
Первая дама — Ирина Терентьева, сопрано
Вторая дама — Евгения Васильчук, сопрано
Третья дама — Анастасия Ерофеева, меццо-сопрано
Первый вооруженный человек (Воин) — Николай Федоров, тенор Второй вооруженный человек (Воин) — Виктор Погудин, бас
Первый мальчик — Матвей Истомин / Федор Лаптев-Черничка, дискант Второй мальчик — Адриан Зыков / Иван Рысев, дискант
Третий мальчик — Платон Владыкин / Федор Ходяков, альт

Продолжительность: 2 часа 45 минут с одним антрактом

16+

В 1769 году тринадцатилетний Моцарт посетил раскопки храма Изиды в Помпеях. 22 года спустя Изида и Осирис стали покровителями для героев его последней оперы. "Волшебная флейта" была написана для театральной труппы Эмануэля Шиканедера, специализировавшейся на сказочно-фантастических зингшпилях, в которых юмор сплетался с любовью, волшебством и спецэффектами: в наши дни примерным аналогом таких спектаклей, по мнению режиссера Барри Коски, могло бы стать шоу Цирка дю Солей в Лас-Вегасе. Премьера "Волшебной флейты" прошла с колоссальным успехом: оперу ждали сто представлений только за первый год, два продолжения, одно из которых написал Гёте, и исторический статус одной из высочайших вершин оперного жанра.

"Волшебная флейта" - история с двойным дном. Шутовство соседствует здесь с высокой торжественностью, а орфические мифы с идеями Просвещения. Под поверхностью сказочного сюжета о спасении принцессы, попавшей в беду, скрывается интерес Моцарта и Шиканедера к теории и практике масонства. Гармонии и ритмы музыки содержат символы понятий, важных для вольных каменщиков - мудрости, братства и силы духа. Центральной темой оперы оказывается не только любовь, но и самосовершенствование, преодоление препятствий на пути к свету из духовной тьмы. Герои побеждают драконов и проходят невредимыми сквозь вулканы и водопады, чтобы обрести высшую истину. День борется с ночью, добро со злом, а в конце побеждают любовь, верность, сила духа - и, не в последнюю очередь, магия самой музыки, с помощью которой герои "весело идут сквозь темную ночь смерти", справляясь с любыми испытаниями.
трансляция подробнее

Органный зал Пермской филармонии

Эжен Изаи (1858–1931)
Шесть сонат для скрипки соло, ор. 27 (1923)
Соната № 1 соль минор, посвящена Йожефу Сигети
Grave
Fugato
Allegretto poco scherzoso
Finale; Con brio
Соната № 2 ля минор, посвящена Жаку Тибо
Obsession; Prelude
Malinconia
Danse des Ombres; Sarabande
Les furies
Соната № 3 ре минор, «Баллада», посвящена Джордже Энеску
Lento molto sostenuto – Allegro in tempo giusto e con bravura
Соната № 4 ми минор, посвящена Фрицу Крейслеру
Allemande (Lento maestoso)
Sarabande (Quasi lento)
Finale (Presto ma non troppo)
Соната № 5 соль мажор, посвящена Матье Крикбому
L'Aurore
Danse rustique
Соната № 6 ми мажор, посвящена Мануэлю Кироге
Allegro giusto non troppo vivo

Продолжительность: 70 минут с одним антрактом

18+

Эжен Изаи считался при жизни первым скрипачом мира. Критики и коллеги единодушно превозносили его за феноменальную виртуозность, тонкую выразительность и красивый звук; Пабло Казальс утверждал, что не слышал по-настоящему чисто играющего скрипача до Изаи. Крупнейшие композиторы посвящали ему сочинения. Амбициозные студенты стремились попасть в ученики. Семейная легенда гласила, что волшебная дева подарила первую скрипку в Бельгии одному из его предков, чтобы тот своей игрой пробуждал чувства и волновал сердца. Романтик и наследник семейной традиции, Изаи видел в музыке не виртуозный аттракцион, а глубокий чувственный мир. "Скрипач должен быть мыслителем, поэтом, человеческим существом, он должен познать надежду, любовь, страсть и отчаяние, должен пережить всю гамму эмоций, чтобы выразить их в своей игре", - так говорил тот, кого современники называли "королем скрипки".

Шесть сольных скрипичных сонат Изаи сочинил в июле 1923 года, всего за месяц, в порыве вдохновения. Ему было 65 лет, он был мэтром скрипичного цеха и, оглядываясь вокруг, подводил жизненные итоги. Сонаты были размышлением о самом себе и о своем месте в истории скрипичного мастерства.
трансляция подробнее

Частная филармония «Триумф»

Исполнители:
Ирини Циракидис, меццо-сопрано
Йоргос Калудис, виолончель, классическая критская лира, аранжировки
Димитра Коккинопулу, фортепиано

Программа:
Яннис Константинидис 
(1903–1984)
Песни из цикла Από τα Είκοσι τραγούδια του Ελληνικού Λαού | “20 песен народа Греции” (1937–1947)
1 Πιάνω πέτρες και λιθάρια  | “Я хватаюсь за камни и скалы”
2. Λαλούδι της Μονεμβασιάς | “Крепость Монемвасия”
3. Δεν ειν’αυγή να σηκωθώ | “Едва рассвело, не рано ль просыпаться”
4. Εχθές βράδυ επρόβαλα | “Вчера поздно ночью я пришел”
5. Κίνησα εχθές να έρθω | “Вчера я пустился в путь”
Никос Скалкоттас (1904–1949)
Τρυφερή Μελωδία | “Нежная мелодия” для виолончели и фортепиано, АК 65 (1949)
Статис Гифтакис (р. 1967)
O Mistress mine |“Где ты, милая” на слова Уильяма Шекспира
Amé desde hace tiempo | “Люблю уже целую вечность” на слова Пабло Неруды
Йоргос Калудис (р. 1973)
Τρικυμία | “Буря” для классической критской лиры соло
Валерио Матола (р. 1975)
Песни на стихи Ангелоса Сикелианоса
Ηαυτοκτονία του Adjesivano | “Самоубийство Адьесивано”
Αναδυομένη | “Афродита, выходящая из моря”
Επιστροφή | “Возвращение”

Продолжительность: 70 минут

18+

Трио «Тезис» - проект меццо-сопрано Ирини Циракидис, пианистки Димитры Коккинополу и виолончелиста, композитора, мастера игры на классической критской лире Йоргоса Калудиса. Трио основано в 2018 году и фокусируется на исполнении камерных сочинений современных греческих композиторов. Мощный, драматичный голос известной оперной певицы Ирини Циракидис находится в эпицентре музыкальных событий, которые трио создает на концертах. К академическим тембрам фортепиано и виолончели добавляется терпкое звучание классической критской лиры – древнего национального инструмента с особым способом звукоизвлечения.

Программа Alpha F – это коллекция песен крупнейших греческих композиторов XX века, а также сочинений наших современников. Обработки народных песен из цикла Янниса Константинидиса «Двадцать песен народа Греции» - классика прошлого века, блестящий образец соединения фольклорного материала и постромантически-импрессионистской фортепианной стихии. «Нежная мелодия» для виолончели и фортепиано Никоса Скалкоттаса – первого греческого модерниста, ученика и последователя Шёнберга, чье творчество так и не нашло признания при жизни автора – представляет композитора с неожиданной, лиричной стороны. Статис Гифтакис и Валерио Матола – композиторы рубежа XX-XXI веков – воплощают поэзию Шекспира, Пабло Неруды и Ангелоса Сикелианоса в неоромантичных полотнах, подчас достигающих масштаба театральной драмы. В концертную программу также включено собственное произведение Йоргоса Калудиса – не только инструменталиста, но и успешного композитора, работающего с акустическими и электронными инструментами.
трансляция подробнее

Большой зал Пермской филармонии

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Соната № 13 ми-бемоль мажор (Sonata quasi una Fantasia), ор.27, № 1 (1801)
Andante. Allegro. Andante
Allegro molto e vivace
Adagio con espressione
Allegro vivace
Милий Балакирев (1837–1910)
Скерцо № 2 си-бемоль минор, BM. 108 (1900)
Людвиг ван Бетховен
Соната № 15 ре мажор («Пасторальная»), ор. 28 (1801)
Allegro
Andante
Scherzo, Allegro vivace
Rondo. Allegro ma non troppo
Сергей Ляпунов (1859–1924)
«Лезгинка», № 10 из цикла «12 трансцендентных этюдов для фортепиано», op. 11 (1897–1905)
Фредерик Шопен (1810–1849)
Скерцо № 2 си-бемоль минор, ор. 31 (1835–1837)
Людвиг ван Бетховен
Соната № 17 ре минор («Буря»), ор. 31 № 2 (1802)
Largo — Allegro
Adagio
Allegretto
Милий Балакирев
Скерцо № 3 фа-диез мажор, BM. 117 (1901)
«Исламей», восточная фантазия, ор. 18, BM. 62 (1869)

Продолжительность: 1 час 40 минут с одним антрактом 

6+

Пианист Борис Березовский предлагает программу, которая охватывает ровно сто лет музыкальной истории, с 1801 по 1901 годы. Между включенными в концерт сочинениями возникают параллели и неожиданные рифмы, которые позволяют увидеть в фортепианной музыке XIX века единое, динамично развивающееся целое.

Ядром программы стали три сонаты Людвига ван Бетховена, принадлежащие к среднему периоду его творчества. В это время, добившись устойчивого признания в Вене как композитор и пианист, Бетховен экспериментирует с формой и содержанием своих сочинений. 13 соната вступает в диалог с популярным в то время жанром фантазии, чьи приметы - компактность, парадоксальные смены контрастных аффектов, отсутствие пауз между частями и общая атмосфера творческой непочтительности к правилам. В 15 сонате Бетховен возвращается к устоявшейся схеме "большой сонаты" и пишет одну из самых светлых своих композиций, получившую от издателей титул "Пасторальной". Даже в поздние годы композитор охотно играл друзьям медленную часть этой сонаты, в которой найден на редкость удачный баланс сердитого юмора и лирической грусти. 17 соната, одна из самых известных у Бетховена, вносит в инструментальную музыку возвышенный трагизм театрального жеста. Ромен Роллан видел в ней противостояние "потока неумолимой и дикой силы" и "владычества мысли, которая парит в высоте". Динамичные гармонии и резкие смены образов складываются в бесконечный вихрь времени, который гонит героя на поединок с судьбой; композитор наверняка вложил в музыку эмоции, которые испытывал в борьбе с подступающей глухотой.
трансляция подробнее