ДК Солдатова

В программе:

Петр Чайковский (1840 – 1893)

«Франческа да Римини»,
симфоническая фантазия по Данте, op. 32 (1876)

Итальянское каприччио
на темы народных песен для оркестра, ор. 45 (1880)

«Ромео и Джульетта»,
увертюра-фантазия по Шекспиру, ТН 42 (1869 – 1880)

Оркестр musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис

12+

Симфонический вечер оркестра musicAeterna посвящен Италии в творчестве Чайковского. Самый космополитичный из русских композиторов XIX века, Чайковский всю жизнь активно путешествовал по Европе, успев трижды побывать на Апеннинском полуострове уже к 1880 году. Сам характер его дарования скорее «итальянский», чем «немецкий»: Чайковский ценит открытые эмоции и выразительность мелодии, насыщает абстрактные симфонические жанры театральным драматизмом, а успех у публики ценит выше, чем одобрение критиков. В программу концерта вошли три его опуса, связанные с Италией музыкально или сюжетно.

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» соседствует в творческой биографии Чайковского с «Лебединым озером» и «Евгением Онегиным» — все три сочинения объединяет тема обреченности любви. Замысел «Франчески» возник у композитора по пути в Байрейт на премьеру «Кольца нибелунга»; позже Чайковский соглашался с мнением критиков о влиянии Вагнера на свою партитуру. В истории Паоло и Франчески композитора интересует прежде всего ее драматический потенциал. Чайковский не склонен к отвлеченным поискам звукового колорита, он эмоционально вовлечен в избранный сюжет, подчеркивая в нем остроту конфликта и глубину чувств персонажей. Сен-Санс ставил «Франческу» в музыкальном отношении выше «Данте-симфонии» Листа, а виолончелист Карл Давыдов, которому автор позже посвятит Итальянское каприччио, называл фантазию «величайшим произведением нашего времени».

В декабре 1879 года Чайковский оказался в Риме в период карнавала и под впечатлением от увиденного задумал сочинить «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Несколько месяцев спустя партитура Итальянского каприччио была готова. Она действительно во многом наследует испанскому диптиху Глинки — от деталей формы и оркестровки до общего подхода к «национальному» как к развлекательной экзотике. Чайковский в Каприччио смотрит на Средиземноморье взглядом туриста: это райская земля, где нет печалей, борьбы и драм, а звуки лучатся радостью, светом и безмятежностью. «Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости», — резюмировал после премьеры один из рецензентов.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — единственное крупное симфоническое сочинение Чайковского, не имеющее опусного номера. Чайковский мог считать увертюру не в полном смысле своим сочинением - поскольку роль Балакирева в ее создании, по сути, балансирует на грани соавторства. Именно Балакирев (которому увертюра и посвящена) предложил Чайковскому сюжет, тональный план, основные образы и даже конкретные изобразительные решения («свирепое Allegro с сабельными ударами»), а его критика заставила Чайковского сочинять заново целые отсеки формы, от интродукции до заключения. В «Ромео и Джульетте» Чайковский впервые нашел свою личную формулу симфонической драмы: фатальные образы рока, заостренные контрасты, эмоциональные волны, изолированная и отрешенная от окружающих бурь лирика, трагическая развязка конфликта и двусмысленный триумф. А также в первый раз в жизни взошел к вершине мелодической выразительности — в знаменитой теме любви, которую Римский-Корсаков позже признал «одной из лучших тем всей русской музыки».
билеты подробнее

Пермский театр оперы и балета

Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759)
Оратория Il trionfo del tempo e del disinganno | «Триумф Времени и Разочарования», HWV 46a (1707)

Режиссер Елизавета Мороз
Художник Сергей Илларионов
Художник по свету Константин Бинкин
Художник по видео Игорь Домашкевич


Музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Синьковский
Оркестр Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина La Voce Strumentale

Солисты: 
Диляра Идрисова, Belezza | Красота 
Яна Дьякова, Piacere | Наслаждение
Андрей Немзер, Disinganno | Разочарование
Сергей Годин, Tempo | Время 

Артисты хора Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина

Продолжительность 165 минут, с антрактом

16+

«Триумф Времени и Разочарования» — первая оратория Генделя, сочиненная во время поездки по Италии. В Риме действовал папский запрет на оперы — из-за него в моде были оратории, не отличавшиеся от опер фактически ничем, кроме морализирующих сюжетов. Именно такой сюжет предложил Генделю его друг, кардинал Бенедетто Памфили, и уже в мае 1707 года партитура "Триумфа Времени и Разочарования" была завершена. Много лет спустя, обосновавшись в Лондоне, Гендель дважды существенно перерабатывал «Триумф» — в результате первая его оратория является (в третьей редакции) одновременно и последней. Впрочем, раннюю версию все-таки исполняют чаще других.

Либретто, написанное кардиналом, предсказуемо выражает идеологию католической Контрреформации. Юная цветущая Красота стремится к удовольствиям, поощряемая Наслаждением — но Время и Разочарование наставляют ее на истинный путь. Наслаждение объявляется Врагом Истины — его подлинную неприглядную сущность демонстрирует угловатая и диссонантная музыка в некоторых ариях. Красота выбирает небесную благодать взамен обманчивой земной, соглашается постричься в монашество и претерпеть наказание за свой гедонизм. В финальной арии она мистически созерцает Вечность (в символически подходящей для этого тональности ми мажор) и предается размышлениям о смерти, эфемерной природе удовольствия и тщете всего сущего.

Гендель сочинял ораторию, находясь на пике музыкальной фантазии и изобретательности. Позже он не раз переносил номера из нее в другие свои сочинения — так, ария Наслаждения Lascia la spina, cogli la rosa стала хитом Lascia ch'io pianga в опере «Ринальдо». Музыка «Триумфа» настолько пронизана чувственностью, что, по сути, опровергает концепцию смиренного отказа от наслаждений, которую призвана иллюстрировать. Это неистовое, полное живой энергии, виртуозное и предельно требовательное к исполнителям сочинение. Написано оно в стиле concerto grosso, который переживал в те годы свой расцвет; Гендель демонстрирует, что владеет им в совершенстве, ни в чем не уступая итальянским коллегам (самый известный из которых, Корелли, руководил оркестром на премьере). Инструментальная интермедия из I акта — ранний образец органного концерта — изображает прекрасного юношу, играющего на органе в чертогах Наслаждения. Исследователи считают этот номер возможным автопортретом автора, «милого саксонца», фаворита римской знати.
  
В последние годы «Триумф Времени и Разочарования» регулярно исполняется в России. Новую версию представит труппа Нижегордского государственного академического театра оперы и балета. Музыкальный руководитель и дирижер — один из ведущих российских специалистов по старинной музыке Дмитрий Синьковский. Режиссер постановки — Елизавета Мороз, выпустившая в начале года свою интерпретацию оперы «Кармен» на сцене Нижегордской оперы. Зрителям Дягилевского фестиваля она знакома по перформансу «Мойры ФМ» и спектаклю «Спорынья», представленным в программе фестиваля прошлого года.
купить билет подробнее

Завод Шпагина, Дом Музыки

Игорь Стравинский (1882–1971)
«Персефона», мелодрама для оратора, солиста, танцоров, хора и оркестра
либретто Андре Жида (1933, вторая редакция — 1949)

I: Perséphone ravie | «Похищение Персефоны»
II: Perséphone aux Enfers | «Персефона в Аиде»
III: Perséphone renaissante | «Возрожденная Персефона»

Симфония псалмов
для хора и оркестра (1930, вторая редакция — 1948)

I: псалом 38, стихи 13, 14
II: псалом 39, стихи 2, 4
III: псалом 150

Режиссер Анна Гусева
Художник Юлия Орлова
Хореограф Анастасия Пешкова
Художник по костюмам Гоша Рубчинский
Художник по свету Иван Виноградов

Персефона Айсылу Мирхафизхан
Эвмолп Егор Семенков
Плутон Александр Челидзе

оркестр и хор musicAeterna
детский хор «Весна» им. А. С. Пономарева
танцевальная труппа musicAeterna Dance

музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис

16+

«Симфония псалмов» — одно из самых влиятельных сочинений XX века и самый известный из опусов Стравинского на религиозную тему. С классическими симфониями XIX века композиция Стравинского имеет мало общего — как представитель модерна, он ищет в ней новую выразительность, сдержанную и лишенную романтических сентиментов. Поиск уводит его глубоко в прошлое, к Баху и мастерам раннего барокко — Джованни Габриели и Шютцу с их «Священными симфониями». Стравинский убирает из оркестра «эмоциональные» скрипки, альты и кларнеты, увеличивает число духовых, чтобы получить архаическую, органную звучность, а в хоре предлагает использовать детские голоса вместо женских. Инструменты и голоса на равных участвуют у него в сложманой контрапунктической ткани, в нотах встречаются типичные для ренессанса и барокко мадригализмы — звуковые иллюстрации к словам и визуальным образам.

Отношения между духовным и светским в «Симфонии псалмов» хорошо отражает формулировка ее посвящения: «Сочинено во славу Божию для Бостонского оркестра к его 50-летнему юбилею». Получив заказ на концертное сочинение, Стравинский воспользовался им для размышления на волновавшие его темы, а просьбу издателя «сочинить что-нибудь популярное» интерпретировал на свой лад. Не собираясь адаптировать музыку к массовому вкусу, он использовал псалмы - «поэмы восхваления, но также гнева и суда, и даже проклятий» — как известный всем («популярный») первоисточник. «Симфония псалмов» свободно обращается к музыкальным стилям сразу трех христианских конфессий, не пытаясь вписаться в прикладной церковный обиход. Вместе с тем, она остается личным и достаточно прямым религиозным высказыванием, в котором, по меркам Стравинского, на удивление мало иронии.

«Персефону» Стравинский называет мелодрамой, но речь идет не о сентиментальной любовной истории — скорее, имеется в виду особая форма «чтения под музыку», распространенная в начале XX века. С театральной точки зрения это сочинение смешанного жанра, в котором объединяются пение и декламация, античный хор и колыбельные песенки, пантомима и статуарные мизансцены. «Персефона» создавалась по заказу Иды Рубинштейн как балет — но мало чем напоминает привычные нам танцевальные спектакли. Ее синкретическая форма отсылает, скорее, к «балетам» времен Монтеверди, в которых пения подчас было гораздо больше, чем танца. 

В «Персефоне» Стравинский снова сочиняет ритуал весны — пусть и совсем не такой, как в «Весне священной». Здесь музыка мягче и лиричней, оркестр редко играет в полную силу, а миф, лежащий в основе сюжета — не праславянский, а античный. Греческая мифология и культура вообще крайне важны для Стравинского: воскрешая в своем творчестве доромантический художественный идеал, он восстанавливает отношение к античности как к образцу, живой практике, а не как к истории.

В версии Стравинского и Андре Жида Персефона оказывается протохристианской фигурой — ребенок богов, добровольно спустившийся в Аид из жалости к страдающим там душам и воскресающий к новой жизни под финальные строфы хора, в тексте которых исследователи видят отсылки к притче о пшеничном зерне из Евангелия от Иоанна (12:24). В образ Персефоны, обреченной странствовать между двумя мирами, Стравинский мог вложить и личные переживания артиста, стоящего (как все артисты) на границе между эстетическим наслаждением в башне из слоновой кости и неприглядной реальностью ежедневных человеческих страданий.

Спектакль исполнят оркестр, хор и танцевальная труппа musicAeterna под руководством режиссера Анны Гусевой и музыкального руководителя и дирижера Теодора Курентзиса. Премьерные показы состоятся 1 и 2 июля в Доме Музыки на заводе Шпагина. 

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив



все билеты проданы подробнее

Дворец культуры им. Солдатова

В программе:

Алексей Ретинский (р. 1986)
«У воды нет волос», увертюра к увертюре из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» (2023, российская премьера)

Рихард Вагнер (1813–1883)
«Вступление и Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» (1857 – 1859)
Вступление к опере «Лоэнгрин» (1845 – 1848)
Увертюра к опере «Тангейзер» (1843 – 1845)

Вступление к опере «Парсифаль» (1882)
«Путешествие Зигфрида по Рейну» из оперы «Гибель богов» (1871 – 1874)

Оркестр musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис

*в программе возможны изменения


12+

Рихард Вагнер — один из самых влиятельных композиторов в истории музыки, культурный герой, миф и символ, чье творчество и взгляды до сих пор являются предметом фанатичных дебатов. Оркестровая музыка принадлежит к бесспорным его творческим достижениям: техническое совершенство и выразительность его инструментовки признавали даже скептически настроенные критики. Вагнер — реформатор искусства оркестровки, а также родоначальник дирижерской практики в ее современном виде.

Существенное место в его симфоническом наследии занимают оперные увертюры. В традиционный жанр вступления к опере Вагнер привносит новые идеи, сложившиеся в программных симфонических поэмах Новой немецкой школы. Вагнеровская увертюра неотделима от оперы, которой она предшествует, не только из-за тематических связей. Предвосхищая драму, она иллюстрирует не внешние ее события, а ключевые философские проблемы, стоящие за сюжетом: конфликт плотской и духовной любви в «Тангейзере», пессимизм и вечно неутолимое любовное томление в «Тристане», излияние небесной благодати в мир в «Лоэнгрине» и т.д. Вошедшие в программу концерта увертюры образуют своего рода конспект зрелого творчества Вагнера, краткий дайджест немецкого героического эпоса, который композитор разрабатывал всю жизнь, заимствуя мотивы из рыцарских романов, средневековых легенд, античных мифов и исторических хроник.

Вступление к «Тристану и Изольде» предваряется новым сочинением Алексея Ретинского, написанным в уникальном жанре «увертюры к увертюре». Ретинского сближают с Вагнером внимание к оркестровому колориту и мифологичность артистического мышления. Название его композиции – «У воды нет волос» –  отсылает зрителя к романтическому и символистскому кругу образов, от вагнеровских рейнских русалок до Мелизанды Дебюсси-Метерлинка.

все билеты проданы подробнее